Антикризисный план компании

Многие из нас, собственников и руководителей, с нетерпением жду  утверждённый Президентом (возможно - и Государственной Думой) Антикризисный план Правительства.

Для кого-то он - возможный источник бюджетного финансирования и иных преференций в своей отрасли или в смежных отраслях работы, для кого-то (как и для Вашего покорному слуги) - просто  Индикатор  умелости и активности  властей в решении серьёзных  экономических проблем.

На своих лекциях и семинарах я привожу примеры  вывода из жесточайшей депрессии в 30-х годах прошлого века экономики США командой президента Ф. Рузвельта, примеры  «выруливания » с самого дня послевоенной экономики Германии под руководством Л. Эрхарда, экономики Франции  под руководством Ш. Де Голля, экономик послевоенной Японии. Ведь можно же!

Но наш вопрос - антикризисный план компании, не более тог, и здесь есть, как говорит известный юморист, «собаке порыться».
Антикризисный план компании  может быть, на мой взгляд,  двух видов:  

А) Если компания живёт сегодня неплохо и даже хорошо  (в основном этом либо монополисты – олигополисты, или предприятия ОПК, или «сидящие на обязаловках» для бизнеса , или сумевшие  вовремя перейти со своей продукцией в эконом-класс) , то это «План  жизни и развития в условиях достаточно длительного внешнего экономического и политического кризиса »;

Б) Если внешний экономический кризис и санкции «ударили  компанию наотмаш» и создали  внутренний кризис в компании (а таких компаний сегодня абсолютной большинство!), то это  «План преодоления внутреннего  кризиса в условиях  достаточно длительных  внешних неблагоприятных обстоятельств».

Понятно, что оба этих Плана нужно строить на основе хорошо проведённого SWOT - анализа, постоянного мониторинга складывающейся ситуации во вне, построения трендов. И уверен, что  нужен т.н. «сценарный подход» в планировании, как это пытаются делать власти  на макроуровнях. Далее посмотрим на процесс разработки и внедрение Плана  Б, как наиболее  важного (даже - архиважного! как говорил Вождь мирового пролетариата) для большинства компаний.

  •  Как уже писал не раз, что при проведении SWOT -  анализа в части  изучение внутренней среды (Sи W в нашей  наукообразной аббревиатуре), рекомендую использовать  для анализа  ассортименты - АБС – анализ,  для анализа  неблагоприятных факторов - элементы   Теории ограничения  бизнес-систем Э. Голбратта (в частности  -  «метод декомпозиции потребительских ценностей  работы компании, её продуктов и сервиса), в анализе  внутренней человеческой и управленческой  среды компании - элементы теории и практики И. Адизеса. Ну и, конечно, в анализе  «что есть наша компания глазами самих сотрудников компании, её покупателей и потребителей - методы маркетинговых исследования внутренней среды компании (начиная от  «тайного покупателя» и экспертного анализа, и заканчивая  количественными опросами).
  • При  проведении анализа  внешней среды компании (О и Т в аббревиатуре SWOT)  нужно использовать сценарный подход. Для себя использую следующие сценарии:

1 - Оптимистический, при котором Президент сумеет свести к минимуму санкции, Правительство  всё-таки сумеет  найти отрасли-локомотивы экономики,  проекты – драйверы, «точки» оптимального приложения бюджетных  денег и иных преференций, и  сумеет найти на всё деньги;

2 -  Пессимистический, когда  всё будет так, как есть сегодня: Правительство, мягко говоря…,  денег на хорошую экономическую антикризисную политику нет и она почти не видна (или не работает для подъёма реального потребительского спроса , снижения  «психологической зажатости»,  ускоренного развития ряда отраслей экономики);   

3 -  Средний по  «оправданию оптимистических ожиданий», когда  многое «в верхах» правильно намечено, на это направлены  политическое, финансовые и управленческие усилия … но зная  особенности нашей страны (политической и административной  систем, ментальности людей, реального положения дел в экономике), и особенности ополчившейся на неё сегодня «Антанты», антикризисные дела идут «не шибко быстро».

  • В основную разработку рекомендую брать  прогноз  № 3,  и на основании него составлять Антикризисный план компании , а потом его «прокачать» на другие прогнозы (при самом плохом  прогнозе он не должен «уронить компанию» , или же должен дать возможность её без «громких скандалов» благополучно прикрыть).
  • Начинать разработку Антикризисного плана компании  рекомендую с проведения  1-2  стратегических сессий (одна - с собственниками и ТОПами, вторая -  со средним руководящим составом и ключевыми руководителями). Далее  - создать  Антикризисный штаб.
  • По итогам работы с п.4 разрабатывается достаточно подробный проект Антикризисного плана, которые даётся (рекомендую!) на «прокачку» консультанту – эксперту, а затем, подработанный, на рассмотрения  «хуралу» совладельцев компании.  Вид Плана обычно такой: Раздел1: «Постановка задачи»;  Раздел 2: «SWOT  -  анализ»;  Раздел 3:  «Антикризисная Программа » с подразделами:  Структура компании, бизнес-процессы и управление, Производство,  Коммерческая работа, Маркетинг, Персонал, Финансовый план;   Раздел 4:  «Проекты развития».
Автор: 
Гольдберг Михаил Аркадьевич
Новости

Новосибирские экспортеры, как и в прошлом году, активно подают заявки на участие в региональном этапе конкурса «Экспортер года» среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Число заявок превысило ожидания организаторов.

Конкурсная комиссия определит победителей в 5 номинациях: «...Подробнее

II Сибирский Финансовый Форум 2021 пройдет 17 февраля в отеле Domina Novosibirsk. Мы соберемся на очном мероприятии, чтобы обсудить вопросы финансового сектора.

Традиционно на мероприятии будет две параллельные секции: управленческая и бухгалтерская.

 

В...Подробнее

Примите участие в региональном этапе всероссийского конкурса «Экспортер года».

Центр поддержки экспорта Новосибирской области — структурное подразделение Центра «Мой Бизнес» — совместно с Российским экспортным центром начинает сбор электронных анкет от предприятий Новосибирской области,...Подробнее

Для тех, кто выжил несмотря на закрытие, регламенты, маски и санитайзеры

2020 – не просто красивая цифра.

2020 – не просто красивая цифра.
Это год, когда и людям, и бизнесу пришлось в спешном порядке трансформироваться и меняться на ходу.

2020 – это год изменений....Подробнее

Двенадцать часов продолжалась 10 и 11 декабря конференция «Дни участников ВЭД Новосибирской области» — главное событие года для новосибирских экспортеров. Эксперты рассказали о том, как покорить рынки Китая, Казахстана, Индии, Германии и других стран, как найти партнера за рубежом, защитить...Подробнее

Главное событие года по экспорту из Новосибирска! Не пропусти! Даже если ты не посещал другие мероприятия, ты сможешь за два дня получить концентрат знаний — от ниш для экспорта до продаж на зарубежных маркетплейсах!

Новосибирских предпринимателей ждет уникальный двухдневный интенсив,...Подробнее

18 и 19 ноября 2020 года Obuv Rossii Conference и e-commerce клуб «Сибирь» провели 6-ю Сибирскую конференцию «Эффективный интернет маркетинг: как получить результат» — eMarketingSib-2020. Мероприятие впервые проходило в онлайн-формате и собрало более 250 человек. Благодаря...Подробнее