Для кого работают отделы / компании IT-разработок?

Поделиться: 

Подход «СУП» в действии. Взгляд со стороны пользователя – «блондинки».

Идея этой заметки возникла на основе просмотра презентаций последних продуктов Битрикса и фразы одного из спикеров. Он сказал примерно следующее: «Мы работаем над тем, чтоб наш сервис был интуитивно понятен. И если наш пользователь почему – то не видит ту или иную кнопку, которую как нам кажется он должен видеть, мы изучаем это, изучаем как он смотрит, что он видит и что не видит на экране, стараемся понять его путь и улучшаем свой продукт». Мне понравился этот подход. Компания, по крайней мере, говорит о том, что она это делает. Потому что другие об этом даже не говорят.

Давайте честно, у каждого возникало хоть раз на том или ином ресурсе раздражение, которое могло быть связано:

  • с регистрацией,
  • с получением документов,
  • с оформлением заказа,
  • с подачей обращения, жалобы, претензии,
  • с изучением инструкции (даже видеоинструкции) и пр.

А у кого-то и не один раз. А у кого-то может постоянно. Потому что в глубине души пользователь по большей части - «блондинка». Даже если он дружит с технической частью своего ума, IT – технологиями. А уж если не дружит… то «блондинка» еще та. Потому что когда он становится пользователем, ему хочется скорости, удобства, понятности (сокращенно «СУП»). Простые вещи. Однако, не столь простые в реализации. Причины:

Разработчики очень часто весьма и весьма далеки от клиента. У них свой мир. Который кардинально может измениться, если их хотя бы на неделю посадить на прием жалоб, претензий, то есть в кол-центр или тех. поддержку. Первое время они искренне недоумевают: «Неужели это непонятно?» Да…. Непонятно! Это ловушка, в которую попадают почти все профессионалы в любых отраслях, не только наши герои. На до наших героев это доходит труднее, именно из-за их специфики работы. Итак, мир у них может измениться, но не факт, что изменится – ведь проще работать, как привыкли. Как сложно пользователю разобраться в их продукте, так и им сложно разобраться, что в голове у пользователя – ведь он, о горе, сложней, чем компьютер и даже комплекс программ….

Пример:

Уважаемый и известный ресурс по всей стране при оформлении заявки на получение оригиналов документов не учитывает, что у существенной части его клиентов есть абонентский ящик на почте. Пользователям приходится «как-то выкручиваться», ведь оригиналы документов нужны, а если указывать просто адрес, то есть большой риск, что сотрудники «Почты России» их не донесут J (не в обиду им будет сказано). Мелочь? А для бухгалтерии пользователя - нет.

На другом, конкурирующим с первым, ресурсе можно в разделе «блог» почитать интересные статьи, а так же записаться на мероприятия, на которых опять же можно порой кое-что любопытное подчерпнуть. Одна проблема – посещая ресурс, нужно большое количество времени потратить, чтоб найти и то, и другое, особенно если это делается в первые разы. А так как путь сложный и извилистый, то и запомнить его проблематично. Да и надо ли в конце концов?

Во многих компаниях нет у отдела разработок реальной связи с такими отделами как кол-центр, отдел продаж, отдел маркетинга, отдел тех. поддержки или сервиса. Либо она есть, но формальная (без аналитики и отслеживания результатов по улучшению восприятия клиентами ресурса и повышения реального удобства пользования для клиента). А это уже про то, как устроены процессы в компании, вернее, как не устроены. И это, на мой взгляд, одна из огромнейших проблем.

Пример:

В случае претензии мы читаем стандартный ответ: «Ваши пожелания будут переданы в отдел разработок». И…. на этом все. Где гарантия, что будут переданы? Весьма большие сомнения в этом. А где гарантия, что будут рассмотрены? Еще больше сомнений. И уж точно, нет гарантии, что будут внесены изменения… А пользователь еще получит сообщение, что его пожелания реально учтены… Да в принципе получит хоть какую-то обратную связь. Вы знаете компанию, которая именно так поступает? Я - нет… Если Вам повезло и вы знаете… То сколько таких компаний вы знаете? Их - единицы… А ведь у них под рукой IT – технологии.

Нет реального тестирования продукта на реальных конечных пользователях, за редким исключением. Потому что это не выгодно… Процесс затянется и обойдется дороже. Хотя если б это было, заработать можно было бы больше, да и имидж был бы лучше, как и лояльность клиентов. На ком еще тестировать продукт? Вообще тестовых групп должно быть несколько. Некоторые из них на разных целевых аудиториях, а еще 2-3 на 14-15 подростках. Последние тоже обязательны независимо от продукта. Если все группы отметят, что «СУП» есть и вопросов у них особых нет, то продукт на рынок выпускать можно! А если нет – в топку или на доработку!

Пример:

Как часто у вас спрашивают мнения о том или ином продукте? Как часто Вас просят оценить скорость, удобство и понятность пользования? Это как в кол-центрах после общения вас почти всегда просят оценить работу специалиста кол-центра, но почти никто и никогда не просит оценить работу компании или своих продуктов. Подозреваю по причине того, что тогда стулья у многих топ-менеджеров и руководителей среднего звена зашевелились бы. Этот простой, до безобразия, вопрос, пролил бы свет на реальность. Правда, кому это надо?

Увлеченность дизайном. Сейчас это модно, особенно редизайн. Очень напоминает подход: «Все сделали, ну и мы тоже. Зачем они сделали – непонятно, зачем мы будем делать - тоже, но сделаем, как все». Действительно по многим причинам важно отслеживать модные дизайнерские тренды и их использовать в работе. Правда есть одна проблема – на первом месте все равно должен быть «СУП». Если ваш новый, модный дизайн приводит к усложнению, неудобству и замедлению работы пользователя, то… стоит серьезно задуматься, как минимум о дизайне…

Пример:

Уважаемый банк обновил дизайн онлайн-кабинетов для юридических лиц. Мнения бухгалтеров и экономистов разделились. Кто-то спокойно отреагировал, а кто-то пользуется старой версией, так как некогда ему разбираться в новой. Им есть чем заняться… Слишком уж новая версия по дизайну не удобна и не понятна. Можно было бы этого избежать?

Почему это все важно?

  • Мы живем в век огромного информационного потока, который постоянно растет, что означает – пользователь не хочет забивать лишний раз свою голову. То есть столкнувшись со сложностями при пользовании тем или иным IT -продуктом, у него должна быть очень большая мотивация потратить время на то, чтоб в них разобраться и наполнить свою голову еще одним комплектом, вообщем - то не особо важной для него, информации.
  • Мы живем в век информационных технологий. С одной стороны есть задача в них разобраться, а с другой… Они нужны, чтоб облегчить нам жизнь и работу, а не усложнить.
  • Мы живем в эпоху многозадачности. Дальше продолжите сами.

 

Татьяна Аржаева

Компания: 
СТАТЬИ
Как стать Unreal Engine-разработчиком – что нужно знать

Компьютерную игру можно создать практически с нуля. Однако это очень трудоёмкий и долгий процесс, поэтому обычно этим занимаются с помощью готовых игровых движков, а одним из самых популярных среди них является Unreal Engine. Разработчики, владеющие им и сопутствующим инструментарием, могут...

Как стать Флористом – что нужно знать

Так уж сложилось, что оформление событий и интерьера обычно выполняется с помощью цветов и других растений, как живых, так и искусственных. Да этим можно заняться самостоятельно и некоторые так и поступают. Однако есть те, кто разбирается в этом на профессиональном уровне, это флористы.

Как стать Unity-разработчиком – что нужно знать

Геймдев входит в число одних из самых перспективных секторов IT. Люди любят компьютерные игры, и число их поклонников растёт с каждым годом. Благодаря этому востребованы те, кто занимается их непосредственной разработкой.

Как стать Специалист по кибербезопасности – что нужно знать

Одна из наиболее актуальных проблем нашего времени, это защита информации. Подобное важно и для простых людей, но критическое значение имеет именно для бизнеса. По этой причине специалисты по кибербезопасности могут рассчитывать на высокую востребованность относительно IT-рынка вакансий.

Как стать Fashion-дизайнером – что нужно знать

Любой современный человек имеет доступ к огромному ассортименту одежды всех размеров и главное фасонов. Прямое отношение к их разработке, созданию и даже производство имеют такие специалисты, как fashion-дизайнеры. Профессия эта рассчитана на людей творческих и довольно интересная.

Как стать VR/AR-разработчиком – что нужно знать

Технологии виртуальной и дополненной реальности набирают популярность и всё больше входят в нашу жизнь. Большей частью они являются часть игрового мира, но постепенно находят своё применение в обучение, строительстве и даже медицине с военно-промышленным сектором.

Как стать Веб-аналитиком – что нужно знать

Большая часть сайтов создаётся из расчёта на определённую посещаемость и выполнение пользователями целевых действий. Веб-аналитики работают с подобной информацией, выявляя проблемы и пути оптимизации для ресурса. То есть выполняют очень важную и потому востребованную работу.