Коммуникация: забытый навык

Дамы и Господа! Вашему вниманию представляется сцена из жизни, победитель в номинации «Голосящие факты в немом кино жизни», ситуация «Глаза на спине».

Место действия: раздевалка фитнес-клуба.

Действующие лица: Автор; Посетительница Ирина; Посетительница Марина; Арина, 5 лет, дочь посетительницы Марины; Посетительница Карина.

Действие первое:

Автор (про себя): Этот фитнес-клуб каждый день дарит мне пищу для тела и ума: тело закаляют упражнения, а ум затачивают события, которые здесь случаются и которые я смогу в дальнейшем использовать в своих тренингах. Посмотрим, что принесет мне этот день.

В соседнем ряду с кабинками  раздевается Ирина, увлеченно разговаривая по телефону. Народу в раздевалке практически нет. Девушка увлечена беседой и переодеванием.

Ирина: Позанималась я сегодня на славу, давненько так не уставала, в хорошем смысле этого слова, конечно… Ты Ваню встретишь сегодня? Ой, спасибо тебе, большущее….

В этот момент в раздевалку входит Марина. С нею входит ее Дочь Арина, 5-ти лет. Марина смотрит на их с дочерью номерки, подходит к месту, где Ирина продолжает увлеченно болтать и переодеваться, стоя при этом, спиной к Марине и ее дочери.

Ирина: Да-да-да! Сегодня народу в зале практически не было. Собираюсь сейчас посидеть в сауне немного, и…..

Марина и ее дочь Арина стоят за спиной у Ирины.
Ирина, не оборачиваясь и не выпуская телефон, присаживается на лавочку, продолжая при этом, находиться спиной к Марине и ее дочери

Автор (про себя):  Хм, события принимают интересный оборот!

Марина и ее дочь Арина стоят за спиной у Ирины уже 2(!) минуты.

Карина (только что вышла из душа, видит эту картину и обращается к Ирине): Прошу прощения, девушка, тут женщина с девочкой хотят пройти к своим кабинкам. Кажется.

Ирина (оборачиваясь назад, отвлекаясь от телефона, удивленно): Ой, так что же вы молчали? Проходите, конечно!

Марина (злобно): а самой догадаться было не судьба?!

Ирина (по телефону): я перезвоню, мама.

Автор (про себя): а вот и та самая пища для ума!

Антракт.

Мне не спроста захотелось начать статью с этой показательной сценки из жизни. В ней присутствовали сразу два поколения людей: зрелое и подрастающее. А как известно, именно у зрелого поколения, поколение подрастающее, учится и перенимает опыт.

Человек учится взаимодействовать с окружающим миром с раннего детства.

Самые первые его помощники в этом деле -его родители.  Именно их ребёнок радует своими первыми словами. Именно им ребёнок задаёт свои первые вопросы. Именно от их реакции, зачастую, зависит если не все, то очень многое: как ребёнок будет в сознательном возрасте коммуницировать. 

Так вот, возвращаясь к нашей сценке из жизни. Чему учится эта девочка, 5 лет, у своей матери? Тому, что если тебе что-то нужно, то, вместо того, чтобы попросить, нужно стоять и безмолвно ждать? Тому, что если другой человек не видит твоих намерений и не обладает навыком чтения мыслей, то он в этом виноват?

К сожалению, я очень часто наблюдают подобные картины. И каждый раз, на ум приходит одна и та же, любимая мною, поговорка (автор которой, к сожалению, мне не известен): «Никто не знает, чего хочет другой человек до тех пор, пока он этого не озвучит».

Проблема такова, что редкий человек озвучивает то, что он действительно хочет.  Да и, будем честны, редкий человек проясняет у другого его желания
И девочка из нашей истории, возможно, (а может, и нет! Но- возможно!) вырастет и будет также безмолвно ждать, пока ее мужчина поймет то, что она хочет бриллианты, вместо серебра, так, без слов. А если он не поймет, то скажет: «а самому было догадаться не судьба?».

А мужчина, возможно, (а может, и нет! Но- возможно!) - обидится. А еще возможно, (а может, и нет! Но- возможно!), ее мужчина будет воспитан точно так же и получится семья, в которой никто не обращает внимания на нужды партнера.

Вот такой замкнутый круг возможно, (а может, и нет! Но- возможно!) может получиться. 
Казалось бы, что может быть проще: озвучить то, что тебе нужно!

Этому можно и нужно научиться. Произнесенные вслух желания и мысли, как минимум приобретают материальную силу, как максимум, помогают ясно излагать свою позицию и избегать додумываний.

Кстати, о додумываниях. Додумывания- это игра нашего воображения. А ведь оно так развито у человека!

Сцена из жизни «Тот отчет»

Босс: Сделай отчёт на конкурентов
Сотрудник: Хорошо.

Спустя время.

Босс: Почему так долго? И почему ты сделал отчет только на местных конкурентов?
Сотрудник: Вы не сказали, когда нужно его сделать. А отчет, вы последний раз просили сделать именно этот!
Босс: А в этот раз, я попросил сделать тот, болван!

Эта ситуация отправляется на антракт с полнейшей демотивацией сотрудника и негодованием начальника. Хотя вся ее соль- это отсутствие уточнений у ее сторон: чего именно они хотят от друг друга и, конечно же, наличие додумываний.
Казалось бы, что может быть проще, чем уточнить у собеседника непонятные детали.

Этому, также, можно и нужно учиться. Данный навык, как минимум, помогает находиться собеседникам в одинаковом информационном поле, как максимум помогает избежать нежелательного результата для сторон и не нужных эмоциональных высказываний.

И вот здесь, нельзя просто взять и не остановиться на эмоциональных высказываниях.

История: «Кто чему научен»

Водитель А едет по дороге на своем автомобиле. Вдруг, перед ним резко тормозит машина, за рулем которой Водитель Б.
Водитель А: Баран!
Водитель Б выходит из машины. Водитель Б оказывается девушкой.
Водитель А: Овца! Еще и баба за рулем!
Водитель А (выходит из машины): тебя не учили тормозить плавно или ты права купила?
Водитель Б (показывая на дорогу): меня не учили, что на дорогах могут образовываться ямы в режиме реального времени.
Несколько сантиметров вперед от машины Водителя Б провалился асфальт и образовалась яма.

Эта история уходит на антракт в сопровождении оскорблений.

Люди любят пользоваться оценочными суждениями в диалоге, когда что-то идёт не по плану. Таким образом они пытаются переложить на другое лицо ответственность за неожиданную ситуацию, в которой они сами оказались. На самом же деле, в коммуникации, ничего не происходит по вине только лишь одной стороны. В любой коммуникационной ситуации всегда есть всегда два ответственных. Помните, про то, что никто не знает, что в голове у другого человека до тех пор, пока он этого не озвучит. При этом, если первый не озвучил, значит, второй не спросил!

Казалось бы, что может быть проще, чем спросить у другого человека, в непонятной ситуации, что вызвало его неоднозначные действия?
Давайте, переиграем историю «Кто чему учился»

История «Кто чему учился» (версия с изменениями)

Водитель А едет по дороге на своем автомобиле. Вдруг, перед ним резко тормозит машина, за рулем которой Водитель Б.
Водитель А: Что такое!
Водитель Б выходит из машины. Водитель Б оказывается девушкой.
Водитель А (тоже выходит из машины): Что-то случилось?
Водитель Б (показывая на дорогу): Асфальт провалился. Еле успела затормозить!
Несколько сантиметров вперед от машины Водителя Б провалился асфальт и образовалась яма.

Согласитесь, примеры подобных ситуаций встречаются не только на дорогах. Они везде. Они всюду. Мы не думаем о причинах того или иного действия. Мы оцениваем само действие, руководствуясь своими нуждами: мне нужно туда, а ты мне мешаешь!
В современном мире не хватает чуткости и внимания друг к другу. Люди все больше замыкаются в своем круге эгоизма и закрашивают этот круг эмоциональными эпитетами.

И, как ни странно, можно и нужно учиться тому, чтобы настраивать себя, в первую очередь, на выяснение причины, а уж потом, на основании этого оценивать саму ситуацию. Как минимум, вы не обидите и не оскорбите вашего собеседника, как максимум, соберете больше информации для продолжения конструктивного диалога.

Почему иной раз, когда наблюдаешь за коммуникациями мужей и жен, детей и родителей, сотрудников и их руководителей, которые общаются на русском языке, складывается ощущение, что они говорят на разных языках?
Все от того, что люди не умеют и не учатся озвучивать свои желания, прояснять намерения и выяснять подробности. Они не стремятся понять, а стремятся быстрее сказать.

Но здесь важно помнить, что двумя неотъемлемыми составляющими любой коммуникации являются, сначала, понимание, а затем- изложение мыслей.
Казалось бы, что может быть проще, чем наработать эти навыки и применять их на практике?

Как минимум, они помогут сделать ваш разговор конструктивным, как максимум, перед вами откроются новые перспективы в повседневных коммуникациях.
Антракт.

Автор: 
Вершинина Екатерина Алексеевна