О стратегии маркетинга территорий написал, как мог, в предыдущем посте. Могу только добавить известные в реальном бизнесе фразочки, типа: «идущий не в ту сторону человек даже в новых ботинках с каждым шагом отдаляется от намеченного места»; « успех - это когда успел »; « для того, что бы хотя бы стоять на месте, нужно быстро бежать».
Тактика маркетинга территорий (если стратегия маркетинга задаёт векторы развития, то тактика - это конкретные программы, проекты движения по этим векторам!), конечно же, должна быть разноплановой. Но и должная быть с хорошо расставленными приоритетами, так как, увы - имеем на лицо достаточно скромные финансовые ресурсы, и острую нехватку времени. Нужно фокусироваться в ближайшие годы на главном! Нужно ведь не только пережить длительный экономический кризис, но и существенно перестроиться, развиться! Да и конкуренция между территориями (за деньги инвесторов и федеральные субвенции, за внимание « власть придержащих», за туристов и пр.) тоже не шуточная!
Не буду оригинальным, если на первое место поставил бы 4 Программы в маркетинге Новосибирска и Новосибирской области:
1- реанимация (на некоторых крупных предприятиях) традиционного для них производства;
2 - создания новых современных производств (прежде всего для выпуска наукоёмкой продукции);
3- вовлечение малого и среднего бизнеса в производственную и научно-производственную сферу;
4 - существенное развитие бизнес-образования, научного и технического образования.
Программы № 1 и 2 должны в первую очередь опираться на привлечение на территории инвестиционных ресурсов; программы № 2 и 3 - на подготовку лидеров в сфере бизнеса и сфере образования, на умелое современное информационное и организационное взаимодействие власти, бизнеса и образования. Каждая их этих Программа должна, по моему разумению, состоять из нескольких проектов государственно-частного партнёрства с динамичными командами в каждом из них.
Операционная работа в каждом проекте маркетинга территорий во многом своя, но, на мой взгляд обязательны общие следующие элементы:
1. Создание на базе действующих нескольких известных местных частных порталов информационно-дискуссионных - образовательных площадок, их популяризация в среде бизнеса и власти (совместными усилиями бизнеса и власти). Эти площадки будут, ко всему прочему, давать представление внешнему деловому миру об оживлённой экономической ситуации в регионе и о том благоприятном инвестиционном климате, который в нём создан.
2. Разработка бизнес-планов развития отдельных территорий и выкладка их на известных инвестиционных порталах Рунета и Интернета. В этих БП должны быть выложены по хорошо оформленным в стандартах ЮНИДО Инвестиционные меморандумы на каждый объект потенциального инвестирования. А за меморандумами должны стоять хорошо выполненные бизнес-планы (по тому же ЮНИДО) + пакеты региональной и муниципальной поддержки.
3. Налаживание очень современного и очень практичного обучения и его популяризация:управлению инвестиционными проектами, построению регулярного бизнеса, технологиям развития бизнеса и технологиями антикризисного управления, технологиям ВЭД, технологиям управления бизнесом.
4. Налаживание и популяризация эффективного антикризисного и развивающего консалтингамеждународного уровня.
5. Построение эффективного партнёрского представительства Новосибирска и Новосибирской области за рубежом и в Интернете.
6. Налаживание партнёрства с международными инвестиционными компаниями.