Радости и трудности семейного бизнеса

Поделиться: 

Семейный бизнес - это модель, воспетая во многих зарубежных кинофильмах, и нет-нет проявляющаяся в отечественном кино (чаще всего « с криминальным оттенком «). Хотя по жизни совладельческий бизнес семейных пар с включением со временем в него молодого поколения – не такая уж в России и редкость (в т.ч. и в нашем славном городе).

Более того, есть некоторая статистика: если в бизнес входят уже на ранней поре дети собственников (учась при этом в хорошем вузе), то такие компании, имея в своём активе бесценный опыт и связи старшего поколения + энергию – креативность - современность младшего, чаще всего успешно переживаю разного рода кризисы и хорошо развиваются.

Но в таких моделях присутствуют не только совместные семейный радости, но и объективные трудности. О них речь дальше (имею не столько личный опыт в этом вопросе, хотя есть и он, сколько опыт сотрудничества с семейными бизнесами), поскольку не нашёл нигде их чёткого освещения (вроде это «тайна за семью печатями»).

1. Как уже писал не раз, «по И. Адизесу» в руководстве компании (в её главном «штабе») должен быть Стратег, Руководитель - Лидер, Коммерсант, Администратор. В одном человеке редко со знаком 5+ сочетаются 2 качества из этого набора, а уж 3 или 4 - вовсе невозможно. Но «штаб компании « должен выполнять все эти функции. Если из семейного клана нельзя сделать такой конструктор, то придётся кого-то в «штаб « включать извне. А это несёт понятные всем риски, которые нужно умно снижать «на берегу».

2. Штаб - хотя в идеале и слаженная команда (но не «Тимур и его команда» по А. Гайдару), но у его членов могут быть свои жизненные ценности, взгляды и жизненные планы, свои представления о способах решения одних и тех же задач. Свои проблемы, наконец! Особенно они разнятся у людей разного поколения (проблема « отцы и дети в бизнесе «), поэтому «непонятки » могут возникать буквально на пустом месте. Их нужно понимать, не драматизировать и спокойно разрешать. У семейной компании должен быть единоличный глава, а остальные члены семьи могут быть (по должности) не боле чем заместители, руководители направлений работы и подразделений, руководители проектов.

3. Серьёзные опасности для семейного бизнеса возникают при, увы, нередких расторжений семейных уз у основателей компании, а так же при споре между детьми за влияние на бизнес. Поэтому бороться за сохранение семьи и хороших семейных отношений в таких ситуациях становится как нельзя важным.

4. Члены семьи могут начинать работать в компании на начальных должностях (это даже полезно), но при этом они на виду у коллектива и волей-неволей должны быть образцом для него во всех вопросах: профессиональных компетенций, результативности работы, трудовой активности, лояльности к компании. Это накладывает дополнительные обязанности и дополнительную ответственность!

5. Гигиена труда требует от каждого руководителя отдыха от деловых забот, поэтому домашнюю обстановку не следует превращать в домашние совещания. От этого трудно удержаться, но следует! 

Автор: 
Гольдберг Михаил Аркадьевич
СТАТЬИ
Как стать Менеджером по внутренним коммуникациям с нуля – что нужно знать

Менеджер по внутренним коммуникациям — ключевая фигура внутри компании, обеспечивающая связь между сотрудниками и руководством. Профессия востребована благодаря важности корпоративного климата и прозрачности процессов. Перспективы роста — от специалиста до руководителя отдела.

Как стать Специалистом пресс-службы с нуля – что нужно знать

Профессия специалиста пресс-службы становится всё более востребованной, поскольку успех компании всё чаще зависит от грамотных коммуникаций и положительного имиджа. Работа включает взаимодействие со СМИ, подготовку контента и организацию мероприятий. Перспективы — от начинающего PR-менеджера до...

Как стать PR-менеджером с нуля – что нужно знать

PR-менеджер формирует образ компании в глазах общества и СМИ. Востребованная профессия, где сочетаются стратегия, креатив и аналитика. Узнайте, с чего начать путь в сферу связей с общественностью и какие навыки важны для роста до директора по PR.

Как стать Специалистом по Яндекс.Дзен с нуля – что нужно знать

Яндекс.Дзен — одна из самых динамично развивающихся платформ для публикации и монетизации контента. Спрос на специалистов, умеющих создавать и продвигать каналы, растёт. Эта профессия сочетает креатив, аналитику и гибкость карьерного роста.

Как стать Специалистом по юзабилити с нуля – что нужно знать

Юзабилити — не просто модный термин, а основа успеха любого цифрового продукта. Эксперты по удобству интерфейсов востребованы во всех отраслях: от их решений зависит, останется ли пользователь или уйдёт к конкурентам. Эта профессия сочетает аналитику, дизайн и понимание человеческой психологии...

Как стать Специалистом по чат-ботам с нуля – что нужно знать

Разработка чат-ботов и рассылок в мессенджерах — одно из самых перспективных направлений цифрового маркетинга. Профессия востребована в бизнесе и IT, а специалисты могут быстро расти в доходе и профессионализме.

Как стать Телеграм-маркетологом с нуля – что нужно знать

Телеграм-маркетолог — востребованный специалист, который помогает компаниям продвигать товары и услуги через мессенджер Telegram. Эта профессия открывает перспективы роста благодаря развитию digital-маркетинга и популярности мессенджеров как канала коммуникации. Работа требует навыков и знаний в...