«Три белых коня» преодоления кризиса в компании на практике

Поделиться: 

Кризисы, как  очень часто нам напоминают известные экономисты и  современные теоретики бизнеса с мировым именем (И. Адизес,  П. Друккер, Э. Голбрайт) -  неотъемлемые  составляющие  мировой,  государственных  и региональных экономик, а так же экономик отдельно взятых компаний.

Так  уж определила «природа  капитализма»:  с определённой периодичностью и без неё накладываются по времени негативные глобальные экономические и политические  процессы, ошибки в управлении, события на локальных рынках… и в результате их синергии получаем то, что называем «кризис в компании».

Такие  кризисы, увы,  периодически переживают и известнейшие  мировые, федеральные и региональные компании,  и те, кого называют   малым и средним бизнесом. А коль так, то теория и практика борьбы  с кризисом в компании должны стать неотъемлемой составляющей  профессиональных компетенций собственников и руководителей.  Если быть   конкретным, то «три белых коня» этих компетенций следующие:

Твёрдое убеждение, что кризисы есть и будут, что они преодолимы, что есть методология работы в условиях кризиса и отработанные в теории и на практике технологии и инструменты.

Методология преодоления кризиса держится на следующих аксиомах:  нужно грамотно анализировать «внешнюю среду» и «внутреннюю  среду» компании, строить тренды хотя бы с горизонтом на 5 лет (методом построения сценариев!); нужно видеть угрозы и открывающиеся возможности, от первых - стремительно уходить, вторые - энергично использовать; нужно умело разработать и настойчиво внедрять Антикризисную программу, постоянно аналитико-креативно корректируя её «на марше»; нужно кропотливо создавать внутреннюю и внешнюю (партнёрскую) среду для   результативного антикризисного управления; нужно постоянно  обучаться самим и обучать персонал, внедрять нужные изменения  и  работать в условиях энергичных изменений, решительно «удалять с площадки» деструктивный  персонал и пополнять компанию конструктивным для  изменений  персоналом.

Технологии преодоления кризиса в компании - это набор взаимно увязанных действий и инструментов, таких как технологии и инструменты внутренней антикризисной PR- работы и работы  по  управлению персоналом в условиях вывода компании из кризиса, управления внутренними и внешними проектами развития и изменений, управления  проектами антикризисного обучения   персонала, проектами маркетинга  и финансовыми проектами,  правовыми проектами.

Палитра антикризисных инструментов огромная:  

это и инструменты маркетинга, рекламы,  PR-работы  и коммерческой работы; это инструменты менеджмента персонала; инструменты   права, финансов… Вот только их нужно использовать, по сравнению  с    «мирной ситуацией», очень отточено и очень заточено… с поправкой на нехватку времени на непродуманные и мало профессиональные  эксперименты.

 Преодоление кризиса должно быть планово-корретируемое  действие: хаос, не последовательность, излишняя торопливость и  большая медлительность только вредят делу.

Рабочим документом антикризисного управления является   Программа антикризисного управления. Рекомендуется перед её  составлением провести в компании несколько стратегических сессий в  группа  «мажоритарные  собственники  + ТОP  -  менеджмент»  и   «средний комсостав  +  ключевые специалисты + активисты их  молодых  специалистов». 

При  этом  нужно овладеть нехитрой методикой проведение таких сессий, и на них не приглашать  явно деструктивные  элементы  + тех,   кто  готовится (или кого готовят)     «на вылет»  из компании. Программа должна содержать: SWOT-   анализ, общие цели и задачи, достигаемые результаты, календарные   планы выполняемых работ, сроки, ответственные. Всё как «обычно», можно сказать! Но всё дело в тонкостях, как говорят: если что-то в  неё  написали  формально, для отписки собственников или вовсе «от балды», то это потом обязательно аукнется. И ещё: нужно лечить и сами болезни компании, и симптомы  болезни  компании.

Поскольку последние, в отличие от человеческих болезней, может в компании усугублять и саму болезнь (например, болезнь - денежная бедность компании, а симптомы  -  запущенный офис, озлобленный персонал, запущенный сайт …).

Степень успешности в преодолении  кризиса на любом уровне  (государство,  регион,  компания) определяются личными  и профессиональными качествами главного руководителя.

В этой ситуации их (руководителей) смело можно  назвать   «полководцами мирного времени», а это и прозорливые стратеги, умные и хитрые  (в смысле -  креативные)  тактики,  и отличные  вдохновители, и мужественные «воины», и …  Словом, Лидеры с этой сами большой буквы! А ими не рождаются,  ими – становятся.

Автор: 
Гольдберг Михаил Аркадьевич
СТАТЬИ
Как стать Педагогом дошкольного образования с нуля – что нужно знать

Педагог дошкольного образования — ключевая фигура в развитии ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет, когда формируются базовые навыки общения, мышления и саморегуляции. Педагогика дошкольного образования остаётся востребованной сферой благодаря стабильному спро

Как стать Педагогом раннего развития с нуля – что нужно знать

Педагог раннего развития — специалист, работающий с детьми в возрасте от рождения до 6–7 лет, закладывающий основу мышления, речи, эмоций и социальных навыков. Педагогика раннего развития сегодня востребована как в частных центрах, так и в системе образования, а специалисты получают широкие...

Как стать Педагогом-организатором с нуля – что нужно знать

Педагог-организатор — ключевая фигура в системе воспитательной работы и организации образовательного процесса. Специалист формирует школьную среду, развивает инициативу обучающихся и отвечает за внеурочную деятельность. Профессия востребована и открывает перспективы роста в образовании.

Как стать Специалистом по работе с детьми с ОВЗ с нуля – что нужно знать

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья становится всё более востребованной благодаря развитию инклюзивной педагогики и адаптивных программ. Специалисты помогают детям социализироваться, раскрывать потенциал и комфортно обучаться. Профессия открывает путь к стабильной и значимой...

Как стать Специалистом по современным образовательным технологиям с нуля – что нужно знать

Современные образовательные технологии становятся ключевым инструментом развития школ, центров и онлайн-платформ. Специалисты в области инновационных и цифровых подходов востребованы благодаря переходу образования в смешанные форматы и росту EdTech-рынка, который требует новых компетенций и...

Как стать Менеджером в сфере образования с нуля – что нужно знать

Менеджер в сфере образования — ключевая фигура, отвечающая за развитие учебных организаций, управление персоналом и качество образовательных услуг. Профессия востребована благодаря росту спроса на современные обучающие программы и перспективам карьерного роста вплоть до директора или...

Как стать Администратором фитнес-центра с нуля – что нужно знать

Администратор фитнес-центра — ключевая фигура, отвечающая за атмосферу, сервис и бесперебойную работу клуба. Профессия востребована благодаря росту индустрии спорта и здорового образа жизни. У новичков есть хорошие перспективы роста — вплоть до управляющего.