Антикризисный план компании

Многие из нас, собственников и руководителей, с нетерпением жду  утверждённый Президентом (возможно - и Государственной Думой) Антикризисный план Правительства.

Для кого-то он - возможный источник бюджетного финансирования и иных преференций в своей отрасли или в смежных отраслях работы, для кого-то (как и для Вашего покорному слуги) - просто  Индикатор  умелости и активности  властей в решении серьёзных  экономических проблем.

На своих лекциях и семинарах я привожу примеры  вывода из жесточайшей депрессии в 30-х годах прошлого века экономики США командой президента Ф. Рузвельта, примеры  «выруливания » с самого дня послевоенной экономики Германии под руководством Л. Эрхарда, экономики Франции  под руководством Ш. Де Голля, экономик послевоенной Японии. Ведь можно же!

Но наш вопрос - антикризисный план компании, не более тог, и здесь есть, как говорит известный юморист, «собаке порыться».
Антикризисный план компании  может быть, на мой взгляд,  двух видов:  

А) Если компания живёт сегодня неплохо и даже хорошо  (в основном этом либо монополисты – олигополисты, или предприятия ОПК, или «сидящие на обязаловках» для бизнеса , или сумевшие  вовремя перейти со своей продукцией в эконом-класс) , то это «План  жизни и развития в условиях достаточно длительного внешнего экономического и политического кризиса »;

Б) Если внешний экономический кризис и санкции «ударили  компанию наотмаш» и создали  внутренний кризис в компании (а таких компаний сегодня абсолютной большинство!), то это  «План преодоления внутреннего  кризиса в условиях  достаточно длительных  внешних неблагоприятных обстоятельств».

Понятно, что оба этих Плана нужно строить на основе хорошо проведённого SWOT - анализа, постоянного мониторинга складывающейся ситуации во вне, построения трендов. И уверен, что  нужен т.н. «сценарный подход» в планировании, как это пытаются делать власти  на макроуровнях. Далее посмотрим на процесс разработки и внедрение Плана  Б, как наиболее  важного (даже - архиважного! как говорил Вождь мирового пролетариата) для большинства компаний.

  •  Как уже писал не раз, что при проведении SWOT -  анализа в части  изучение внутренней среды (Sи W в нашей  наукообразной аббревиатуре), рекомендую использовать  для анализа  ассортименты - АБС – анализ,  для анализа  неблагоприятных факторов - элементы   Теории ограничения  бизнес-систем Э. Голбратта (в частности  -  «метод декомпозиции потребительских ценностей  работы компании, её продуктов и сервиса), в анализе  внутренней человеческой и управленческой  среды компании - элементы теории и практики И. Адизеса. Ну и, конечно, в анализе  «что есть наша компания глазами самих сотрудников компании, её покупателей и потребителей - методы маркетинговых исследования внутренней среды компании (начиная от  «тайного покупателя» и экспертного анализа, и заканчивая  количественными опросами).
  • При  проведении анализа  внешней среды компании (О и Т в аббревиатуре SWOT)  нужно использовать сценарный подход. Для себя использую следующие сценарии:

1 - Оптимистический, при котором Президент сумеет свести к минимуму санкции, Правительство  всё-таки сумеет  найти отрасли-локомотивы экономики,  проекты – драйверы, «точки» оптимального приложения бюджетных  денег и иных преференций, и  сумеет найти на всё деньги;

2 -  Пессимистический, когда  всё будет так, как есть сегодня: Правительство, мягко говоря…,  денег на хорошую экономическую антикризисную политику нет и она почти не видна (или не работает для подъёма реального потребительского спроса , снижения  «психологической зажатости»,  ускоренного развития ряда отраслей экономики);   

3 -  Средний по  «оправданию оптимистических ожиданий», когда  многое «в верхах» правильно намечено, на это направлены  политическое, финансовые и управленческие усилия … но зная  особенности нашей страны (политической и административной  систем, ментальности людей, реального положения дел в экономике), и особенности ополчившейся на неё сегодня «Антанты», антикризисные дела идут «не шибко быстро».

  • В основную разработку рекомендую брать  прогноз  № 3,  и на основании него составлять Антикризисный план компании , а потом его «прокачать» на другие прогнозы (при самом плохом  прогнозе он не должен «уронить компанию» , или же должен дать возможность её без «громких скандалов» благополучно прикрыть).
  • Начинать разработку Антикризисного плана компании  рекомендую с проведения  1-2  стратегических сессий (одна - с собственниками и ТОПами, вторая -  со средним руководящим составом и ключевыми руководителями). Далее  - создать  Антикризисный штаб.
  • По итогам работы с п.4 разрабатывается достаточно подробный проект Антикризисного плана, которые даётся (рекомендую!) на «прокачку» консультанту – эксперту, а затем, подработанный, на рассмотрения  «хуралу» совладельцев компании.  Вид Плана обычно такой: Раздел1: «Постановка задачи»;  Раздел 2: «SWOT  -  анализ»;  Раздел 3:  «Антикризисная Программа » с подразделами:  Структура компании, бизнес-процессы и управление, Производство,  Коммерческая работа, Маркетинг, Персонал, Финансовый план;   Раздел 4:  «Проекты развития».
Автор: 
Гольдберг Михаил Аркадьевич
Новости
Профессия Главный бухгалтер – что делает, как им стать, зарплата в России | Rosbo.ru

Главного бухгалтера принято называть вторым лицом компании после руководителя. От уровня его профессиональной подготовки зависит финансовое благополучие всей организации. Из статьи вы узнаете, кто такой главный бухгалтер, какие обязанности он выполняет и где пройти обучение.

А здесь...Подробнее

Профессия Сметчик – что делает, как им стать, зарплата в России

Профессия сметчика объединяет два направления: строительство и бухгалтерия. Если вы не боитесь брать на себя ответственность, готовы заниматься расчетом стоимости строительных работ, узнайте больше о профессии и смотрите, где можно пройти обучение сметному делу.

 ...Подробнее

С 27 по 29 октября в Новосибирске пройдет ключевое событие для производственных предприятий.

За время своего существования форум собрал более 1000 участников, среди которых собственники, генеральные директора, руководители предприятий. Сибирский производственный форум будет проходить в...Подробнее

Профессия Документовед, специалист по документообороту – что делает, как им стать, зарплата в России

Любая организация – это сотни документов, от приказов до отчетов. Если вы готовы стать специалистом, благодаря которому оборот документов будет работать, как хорошо отлаженный механизм, обратите внимание на профессию документовед. Узнайте, где пройти обучение.

А здесь смотрите программы...Подробнее

Профессия Специалист по организационному и документационному обеспечению – что делает, как им стать, зарплата в России

Деятельность любой организации связана с ведением документации. Если вас не пугает делопроизводство, если понятия «ответственность» и «порядок» для вас не пустой звук, стоит задуматься об обучении организационному и документационному обеспечению управления организацией. Узнайте, чем занимаются...Подробнее

Профессия Архивариус / Архивист – что делает, как им стать, зарплата в России

Сохранность и безопасность документов – два кита, на которых держится труд работников архивов. Они востребованы во многих государственных учреждениях и на предприятиях. Узнайте, как стать архивариусом и каковы перспективы этой профессии в XXI веке.

А здесь смотрите программы...Подробнее

Профессия Делопроизводитель – что делает, как им стать, зарплата в России

Если вас не пугают огромные кипы документов, если вы ответственны и аккуратны, вас может заинтересовать профессия делопроизводителя. Узнайте, чем занимаются специалисты, сколько они зарабатывают и какие карьерные перед ними открываются.

А здесь смотрите программы...Подробнее