Многие из нас, собственников и руководителей, с нетерпением жду утверждённый Президентом (возможно - и Государственной Думой) Антикризисный план Правительства.
Для кого-то он - возможный источник бюджетного финансирования и иных преференций в своей отрасли или в смежных отраслях работы, для кого-то (как и для Вашего покорному слуги) - просто Индикатор умелости и активности властей в решении серьёзных экономических проблем.
На своих лекциях и семинарах я привожу примеры вывода из жесточайшей депрессии в 30-х годах прошлого века экономики США командой президента Ф. Рузвельта, примеры «выруливания » с самого дня послевоенной экономики Германии под руководством Л. Эрхарда, экономики Франции под руководством Ш. Де Голля, экономик послевоенной Японии. Ведь можно же!
Но наш вопрос - антикризисный план компании, не более тог, и здесь есть, как говорит известный юморист, «собаке порыться».
Антикризисный план компании может быть, на мой взгляд, двух видов:
А) Если компания живёт сегодня неплохо и даже хорошо (в основном этом либо монополисты – олигополисты, или предприятия ОПК, или «сидящие на обязаловках» для бизнеса , или сумевшие вовремя перейти со своей продукцией в эконом-класс) , то это «План жизни и развития в условиях достаточно длительного внешнего экономического и политического кризиса »;
Б) Если внешний экономический кризис и санкции «ударили компанию наотмаш» и создали внутренний кризис в компании (а таких компаний сегодня абсолютной большинство!), то это «План преодоления внутреннего кризиса в условиях достаточно длительных внешних неблагоприятных обстоятельств».
Понятно, что оба этих Плана нужно строить на основе хорошо проведённого SWOT - анализа, постоянного мониторинга складывающейся ситуации во вне, построения трендов. И уверен, что нужен т.н. «сценарный подход» в планировании, как это пытаются делать власти на макроуровнях. Далее посмотрим на процесс разработки и внедрение Плана Б, как наиболее важного (даже - архиважного! как говорил Вождь мирового пролетариата) для большинства компаний.
- Как уже писал не раз, что при проведении SWOT - анализа в части изучение внутренней среды (Sи W в нашей наукообразной аббревиатуре), рекомендую использовать для анализа ассортименты - АБС – анализ, для анализа неблагоприятных факторов - элементы Теории ограничения бизнес-систем Э. Голбратта (в частности - «метод декомпозиции потребительских ценностей работы компании, её продуктов и сервиса), в анализе внутренней человеческой и управленческой среды компании - элементы теории и практики И. Адизеса. Ну и, конечно, в анализе «что есть наша компания глазами самих сотрудников компании, её покупателей и потребителей - методы маркетинговых исследования внутренней среды компании (начиная от «тайного покупателя» и экспертного анализа, и заканчивая количественными опросами).
- При проведении анализа внешней среды компании (О и Т в аббревиатуре SWOT) нужно использовать сценарный подход. Для себя использую следующие сценарии:
1 - Оптимистический, при котором Президент сумеет свести к минимуму санкции, Правительство всё-таки сумеет найти отрасли-локомотивы экономики, проекты – драйверы, «точки» оптимального приложения бюджетных денег и иных преференций, и сумеет найти на всё деньги;
2 - Пессимистический, когда всё будет так, как есть сегодня: Правительство, мягко говоря…, денег на хорошую экономическую антикризисную политику нет и она почти не видна (или не работает для подъёма реального потребительского спроса , снижения «психологической зажатости», ускоренного развития ряда отраслей экономики);
3 - Средний по «оправданию оптимистических ожиданий», когда многое «в верхах» правильно намечено, на это направлены политическое, финансовые и управленческие усилия … но зная особенности нашей страны (политической и административной систем, ментальности людей, реального положения дел в экономике), и особенности ополчившейся на неё сегодня «Антанты», антикризисные дела идут «не шибко быстро».
- В основную разработку рекомендую брать прогноз № 3, и на основании него составлять Антикризисный план компании , а потом его «прокачать» на другие прогнозы (при самом плохом прогнозе он не должен «уронить компанию» , или же должен дать возможность её без «громких скандалов» благополучно прикрыть).
- Начинать разработку Антикризисного плана компании рекомендую с проведения 1-2 стратегических сессий (одна - с собственниками и ТОПами, вторая - со средним руководящим составом и ключевыми руководителями). Далее - создать Антикризисный штаб.
- По итогам работы с п.4 разрабатывается достаточно подробный проект Антикризисного плана, которые даётся (рекомендую!) на «прокачку» консультанту – эксперту, а затем, подработанный, на рассмотрения «хуралу» совладельцев компании. Вид Плана обычно такой: Раздел1: «Постановка задачи»; Раздел 2: «SWOT - анализ»; Раздел 3: «Антикризисная Программа » с подразделами: Структура компании, бизнес-процессы и управление, Производство, Коммерческая работа, Маркетинг, Персонал, Финансовый план; Раздел 4: «Проекты развития».