Развивая «извечную тему» об обучении коммерсантов компании как «ключевое звено бизнеса в условиях кризиса», я до этого написал своё мнение о том, чему и как нужно обучать менеджеров активных продаж. Не претендуя, как всегда, на «истину в последней инстанции», пишу на суд читателей своё мнение и о том, чему и как нужно обучать сегодня руководителей отделов продаж и коммерческих директоров компании, т.е. «главных коммерсов» компании.
Итак, все мы прекрасно видим, что в условиях затяжного кризиса компании как никогда зависят от квалификации, способностей, настроения, мотивированности, умения быстро осваивать новые технологии работы, организованности, усердия и упёртости, креативности коммерческого персонала. Если же он продолжает работать «как раньше», если в него не вкладывают новации и (или) он сопротивляется им, если он настроен просто «сгруппироваться и пересидеть лихое время», - то для компании по моим много-много-летним наблюдениям обязательно наступят «очень-очень лихие времена», как бы не упирались сами собственники. И наоборот, там где «коммерсов» быстро обучают новому и они охотно используют эти новации, выживаемость компании (как бы трудно не было!) высокая. И этим всем должны рулить/заправлять главные коммерсы компании: начальники коммерческих отделов и коммерческие директоры. Так что же они должны знать + уметь, и это « знания /умения» постоянно наращивать?
- Они должны хорошо понимать идеологию и все составляющие современного маркетинга, постоянно искать новинки в этих вопросах, самим уметь лихо креативить и уметь побуждать к этому других коммерсов. И самое главное - уметь готовить маркетинговые проекты (исследовательско-аналитические, стимулирующие сбыт, рекламные, пиаровские, выводящие продукцию компании на новые рынки, создающие новую продукцию или модернизирующие старую) и уметь «пределывать им ноги». Если в компании есть отделы маркетинга и рекламы, ВЭД, логистики, управления собственной розницей- то вмести в ними и в основном их руками. Если нет - то, увы, своими руками-головами и руками-головами своих других коммерсов.
- Они должны быть сами асами в продажах, в сложных переговорах, в разрешении конфликтных ситуаций с поставщиками, покупателям, логистическими подразделениями и компаниями, и постоянно наращивать эти свои умения.
- Они должны быть хорошими управленцами персоналом в принципе, и в частности хорошо владеть инструментами управления продажами: в организации и налаживании бизнес-процессов закупа, хранения, транспортировки, отгрузки, самих продаж; в планирования работы отдела, постановки задач, контроле, анализе работы каждого и всей системы продаж; в анализе ситуации на рынках сбыта и в самой компании.
- Они должны быть хорошими наставниками и вдохновителями для своего персонала, отменными внутрифирменными коммуникаторами.
- Они должны хорошо разбираться в правовых и финансовых вопросах.
- И, конечно, они должны уметь хорошо и длительно поддерживать своё высокое ресурсное состояние, не выгорать эмоционально и не угасать физически.