Доверие коллектива к собственнику и руководителю - весьма значимый ресурс, отсутствие которого очень часто трудно чем-то иным компенсироваться, даже хорошими материальными возможностями компании по мотивации сотрудников (вспомним при этом, что есть методы прямой материальной мотивации через заработную плату и систему премирования, косвенной материальной мотивации через получение каких-то благ от компании, и не материальной мотивации).
И, наоборот: при наличии доверия к собственнику и к руководителю компании, персонал нередко многие месяцы и даже годы терпит материальные неурядицы, сохраняя высокую лояльность к компании. Почему так? А почему люди не раз при жизни били Христа и в конце концов его распяли на кресте, а Моисей многие годы водил людей по пустыне? Почему в годы войны шли на смерть «за Сталина», а после её окончания? Почему до сих пор на Кубе чтут Ф.Кастро? На мой взгляд, весь вопрос в доверии.
Почему даже в «благостное для компании время» большим управленческим ресурсом для собственника и руководителя является, как у нас принято говорить, кредит доверия? А уж в лихие ля компании времена – тем более?
Ответы такие: люди не раз попадали под разного рода «невыполненные обещалки» на различных уровнях власти и очень часто изначально испытывают недоверие к обещаниям руководства вообще, и к конкретным руководителям в частности; люди хотят, конечно, жить «здесь и сейчас», но и хотят видеть отдалённую перспективу развития ситуации в компании и своего пребывания в ней; люди по своей природе легче проходят испытания, если их проводят через них те, которым они доверяют; люди охотнее подчиняются тем, у кого «слова не расходятся с делом».
Когда говорят о руководителе «мужик сказал – мужик сделал!». А так же когда говорят, что «за таким руководителем мы пойдём и в огонь, и в воду».
Так как же управлять доверием к себе как к собственнику и руководителю?
- Стараться не давать заведомо невыполнимых обещаний.
- Если исполнение обещанного откладывается или вовсе отменяется по объективным причинам, то об этом честно говорить людям.
- Стараться сделать всё возможное , что бы «собственные публичные управленческие мечты стали былью».
- Если к чему-то призывать, то быть образцом для всех в исполнении собственных призывов.
- Если компания испытывает проблемы и лишения, то быть на виду у всех, и быть наравне со всеми по их преодолению.
- Постоянно добиваться новых успехов для компании, вместе с ней преодолевать кризисы.
- Открыто признавать свои управленческие ошибки.
- Прощать ошибки других людей.
- Не быть злопамятным.
- Сохранять и проявлять публично оптимизм, рассудительность, спокойствие, уверенность в себе.
- Поддерживать уверенность в себя у других людей.
- Постоянно искать и находить новые возможности для компании.
- Быть выдержанным и взвешенным в суждениях, и решительным в поступках.
- Почаще благодарить людей за их действия, не забывать поощрять за положительные достижения.
- Не стремиться постоянно ругать и наказывать за промахи.
- Почаще спрашивать мнение у других людей, поощрять инициативу.
- Постоянно самому обучаться и вкладывать в обучение персонала.
- Открыто обучаться у тех, кто знает и умеет.
- Открыто говорить о своих взглядах и принципах.
- Быстро переходить от слов к делу.