Если в компании кризис

Поделиться: 

 Кризисы в компании, об этом знают все опытные руководители, дело «едва ли не привычное», поскольку причин этим кризисам масса: приходят новые волны старого мирового экономического кризиса и сами новые кризисы, появляются очередные сильные конкуренты, на рынке возникают товары- замените выпускаемой продукции..., и наконец, накапливаются небольшие управленческие ошибки или «выстрелила» большая ошибка, в компании что-то случилось чрезвычайное. Кризисы при этом могут быть кратковременными и затяжными, в зависимости от причин и действий самой компании по их преодолению. Поэтому многим из нас, руководителей, приходится постоянно накапливать и анализировать свой опыт антикризисного управления и приобщаться к чужому, искать новые знания и разрабатывать новые механизмы и собственные поведенческие модели действий в условиях кризиса. И видеть, как это пишут многие авторы, в кризисе открывающиеся новые возможности) пускай чаще всего не в прямом развитии компании «на кризисе», но уж точно в обновлении, физическом и моральном). Автору статьи не однократно приходилось и сегодня приходится заниматься антикризисным «лечением» компаний, в том числе и собственных, обсуждать эту тему в сообществе консультантов по антикризисному управлению и в сообществе руководителей и собственников). Думается, что некоторые написанные ниже методики антикризисного управления покажутся не без интересными читателям.

Первое, что хочется отметить, что возможность наступления кризиса в компании нужно всегда стремиться предположить заблаговременно, или хотя бы увидеть, что называется, при появлении самых первых симптомов. Когда выручка и (или) прибыль из месяца в месяц неумолимо катятся вниз - это свидетельствует о том, что кризис уже «живёт и развивается» в компании. А вот предугадать его заранее… Уверен, что со временем каждый из грамотных руководителей волей или не волей, не зависимо от масштабов бизнеса, становится отчасти и неплохим макроэкономистом. Находя и анализируя информацию об экономической ситуации в мире и в регионе) на мой взгляд, её глубоко, доступно, не заангажированно и практично для бизнеса подают ведущие аналитики и руководители крупных отечественных банков и других финансовых компаний!), об их трендах, видя складывающуюся ситуациях на рынках - «индикаторах» макро- экономической ситуации) это, например, банковский сектор, строительство жилой недвижимости, продажа новых автомобилей и некоторые другие), опытный руководитель может заблаговременно определить неотвратимость «прихода новой волны или нового кризиса», и точно ощутить её симптомы на своём рыке и в местах локации своего бизнеса. Внутрифирменный кризис заранее можно почувствовать по росту напряжённости в работе самого руководителя по поддержанию финансовой стабильности компании, по отсутствию азарта в работе «прежних активистов и сподвижников», по росту трений в коллективах и между коллективами, по участившемуся оттоку хороших специалистов и руководителей… Словом, для бизнеса весьма справедлива известная в политической и в военной среде фраза «предупреждён - значит вооружён».

Второе, что может показаться актуальным: как правило, успешно выводить компанию из кризиса руководитель может или при собственных хороших знаниях и умениях в антикризисном управлении, или с помощью привлечения грамотного и опытного антикризисного менеджера или консультанта), которые не редко на время и становится этим самым антикризисным менеджером). Это подобно тому, что серьёзную болезнь успешно вылечить может) в союзе с пациентом, конечно!) только грамотный и опытный врач, с привлечением, нередко, подобных себе коллег - узких специалистов. Нужно понимать, что кризис - это серьёзная проблема для компании, которая сама «не рассосётся».

Далее, аксиомой антикризисного управления стали беспристрастный анализ ситуации) наиболее беспристрастны - внешние антикризисные менеджеры и консультанты!) и разработка антикризисной программы управления компанией) она длится до той поры, когда не только кризис преодолён и компания вернулась на свои прежние позиции, но и сделала, уже обновлённой, рывок вперёд). И первое, и второе основывается на разнообразных методиках и технологиях, которыми лучше всего владеют консультанты по антикризисному управлению. Антикризисная программа управления должна быть впоследствии успешно внедрена в компанию, поэтому в её разработку и обсуждение должны быть искусно и своевременно включены ряд ключевых руководителей и специалистов, она должна, как сейчас принято говорить, грамотно «распиарена в коллективе». Она должна включать в себя не только специфические) антикризисные!) инструменты финансов, права, маркетинга, сбыта, логистики, производственных технологий, но и управления персоналом. Если говорить о содержании антикризисной программе управления компанией, то она может в себя включать краткий анализ ситуации и причин кризиса, цели и вытекающие из них задачи антикризисного управления, общую характеристику вводимого механизма антикризисного управления, подробное описание организационных, маркетинговых, финансовых, производственных, управленческих и иных технологий антикризисного управления, календарный план выполнения отдельных антикризисных мероприятий. Могу назвать только некоторые специфические антикризисные инструменты, которые можно пробовать использовать, помимо общеизвестных: выделение из фирмы дочерних компаний и) или) перевод отдельных подразделений на хозрасчёт) это запускает внутрифирменный предпринимательский механизм), проведение конкурса на лучшие бизнес-идеи) вовлекает в антикризисную работу креативных людей), сбор предложений на предмет улучшения той или иной ситуации, внедрения механизма «повышенной самостоятельности в принятии решений» для отдельных категорий руководителей и специалистов (вопреки расхожему мнению о необходимости обязательно вводить «режим ручного управления компанией» со стороны главного собственника), привлечение на определённый период времени в компанию консультанта по антикризисному управлению. В той или иной мере эта программа должна быть доведена до различных категорий руководителей, специалистов и просто работников. Персонал компании должен понимать реальные причины возникающих проблем, видеть наличие действенного механизма по их преодолению, ощущать интенсивную работу на всех уровнях по её преодолению, видеть, что называется, «свет в конце тоннеля».

Во время самого антикризисного управление очень важны высокие вера и энтузиазм персонала компании) создаётся с помощью PR -технологий, правильных внутрифирменных коммуникаций, умелых действий руководства компании), раскрытие и вовлечение творческого потенциала персонала) в этом вопросе так же много специальных технологий), хорошие коммуникации между руководителем и участниками антикризисного штаба (его обязательно нужно создавать!).

Антикризисная программа управления компании должна постоянно корректироваться по инициативе антикризисного штаба и в силу меняющихся внешних и внутренних обстоятельств. Принятые в её рамках решения должны неуклонно и с необходимой скоростью выполняться. Конечно, будет что-то «буксовать», что-то вовсе окажется не реальным или малоэффективным. Но, как говориться, для победы нужны единая стратегия, гибкая тактика, быстрые и решительные действия! И непобедимый дух всего коллектива!

В заключении хочу заметить, что описанные выше действия справедливы и для тех компаний, которые «настроены» исключительно или большей частью на выполнение оборонных заказов: если появляются прогнозы на то, что «с заказами в дальнейшем будет не густо, а то и пусто», то самое время начинать разработку антикризисной программы управления.

Автор: Гольдберг Михаил Аркадьевич

Компания: 
СТАТЬИ
Как стать Java-разработчиком – что нужно знать

В мире огромное множество языков программирования и каждый день появляются всё новые. Одни быстро уходят в небытие, другие становятся популярными и стабильно развиваются. К последним относится и Java, позволяющий писать программное обеспечение самой разной направленности.

Как стать Тестировщиком ПО с нуля – что нужно знать

Объём программных продуктов и платформ для них неуклонно увеличивается. И только самые безответственные компании выпускают их на рынок без тщательной доскональной проверки. Занимаются таковой особые специалисты – тестировщики ПО / QA-инженеры.

Как стать JavaScript-разработчиком с нуля – что нужно знать

На данный момент веб-разработка является активно развивающейся отраслью, требующей огромного числа специалистов. В числе же наиболее востребованных программистов для web'а, находятся владеющие JavaScript.

Как стать Геймдизайнером с нуля – что нужно знать

Популярность компьютерных и мобильных игр растёт постоянно, несмотря на любые мировые кризисы. Благодаря этому возрастает и потребность в тех, кто так или иначе участвует в их разработке. В числе таковых находятся геймдизайнеры.

Как стать Контент-менеджером с нуля – что нужно знать

В продвижении товаров, услуг и самого бренда достаточно важно, чтобы целевой аудитории предлагали свежую и актуальную информацию. Поэтому сейчас имеет большое значение такая профессия, как контент-менеджер. Профессионалы в этой сфере являются разносторонне подготовленными специалистами.

Как стать Python-разработчиком – что нужно знать

Программирование входит в число наиболее перспективных профессий IT-сферы. Причём у тех, кто решает этим заняться, реально огромнейший выбор языков. Если же говорить, какой из них сейчас наиболее привлекателен для изучения, то весьма неплохим вариантом является Python. Разработчики, владеющие им...

Как стать UX/UI-дизайнером – что нужно знать

Одним из ключевых элементов любого сайта или приложение является интерфейс. Он должен быть красивым и одновременно удобным для использования, иначе даже качественный продукт будет не востребован потребителем.