Радости и трудности семейного бизнеса

Поделиться: 

Семейный бизнес - это модель, воспетая во многих зарубежных кинофильмах, и нет-нет проявляющаяся в отечественном кино (чаще всего « с криминальным оттенком «). Хотя по жизни совладельческий бизнес семейных пар с включением со временем в него молодого поколения – не такая уж в России и редкость (в т.ч. и в нашем славном городе).

Более того, есть некоторая статистика: если в бизнес входят уже на ранней поре дети собственников (учась при этом в хорошем вузе), то такие компании, имея в своём активе бесценный опыт и связи старшего поколения + энергию – креативность - современность младшего, чаще всего успешно переживаю разного рода кризисы и хорошо развиваются.

Но в таких моделях присутствуют не только совместные семейный радости, но и объективные трудности. О них речь дальше (имею не столько личный опыт в этом вопросе, хотя есть и он, сколько опыт сотрудничества с семейными бизнесами), поскольку не нашёл нигде их чёткого освещения (вроде это «тайна за семью печатями»).

1. Как уже писал не раз, «по И. Адизесу» в руководстве компании (в её главном «штабе») должен быть Стратег, Руководитель - Лидер, Коммерсант, Администратор. В одном человеке редко со знаком 5+ сочетаются 2 качества из этого набора, а уж 3 или 4 - вовсе невозможно. Но «штаб компании « должен выполнять все эти функции. Если из семейного клана нельзя сделать такой конструктор, то придётся кого-то в «штаб « включать извне. А это несёт понятные всем риски, которые нужно умно снижать «на берегу».

2. Штаб - хотя в идеале и слаженная команда (но не «Тимур и его команда» по А. Гайдару), но у его членов могут быть свои жизненные ценности, взгляды и жизненные планы, свои представления о способах решения одних и тех же задач. Свои проблемы, наконец! Особенно они разнятся у людей разного поколения (проблема « отцы и дети в бизнесе «), поэтому «непонятки » могут возникать буквально на пустом месте. Их нужно понимать, не драматизировать и спокойно разрешать. У семейной компании должен быть единоличный глава, а остальные члены семьи могут быть (по должности) не боле чем заместители, руководители направлений работы и подразделений, руководители проектов.

3. Серьёзные опасности для семейного бизнеса возникают при, увы, нередких расторжений семейных уз у основателей компании, а так же при споре между детьми за влияние на бизнес. Поэтому бороться за сохранение семьи и хороших семейных отношений в таких ситуациях становится как нельзя важным.

4. Члены семьи могут начинать работать в компании на начальных должностях (это даже полезно), но при этом они на виду у коллектива и волей-неволей должны быть образцом для него во всех вопросах: профессиональных компетенций, результативности работы, трудовой активности, лояльности к компании. Это накладывает дополнительные обязанности и дополнительную ответственность!

5. Гигиена труда требует от каждого руководителя отдыха от деловых забот, поэтому домашнюю обстановку не следует превращать в домашние совещания. От этого трудно удержаться, но следует! 

Автор: 
Гольдберг Михаил Аркадьевич
Компания: 
СТАТЬИ
Как стать Топ-менеджером с нуля – что нужно знать

Любая компания, это достаточно чёткая иерархическая система во главе с генеральным директором. Но помимо него существует и множество других управленцев, в числе которых руководители различных направлений в организации. Одним общим термином их называют топ-менеджерами.

Как стать Методистом в школе с нуля – что нужно знать

Популярный сейчас формат обучения, это получение образования посредством различных онлайн курсов. Они представлены в сети в большом разнообразии и реально очень удобны при современном ритме жизни. Однако кто-то должен заниматься тем, что проектировать и выстраивать саму программу обучения.

Как стать Куратором онлайн-школы с нуля – что нужно знать

Обучение всегда даёт лучшие результаты, если присутствует какой-либо контроль со стороны. В случае с учёбой через интернет ситуация обстоит абсолютно таким же образом. В данном случае сопровождает учебный процесс и контролирует студентов такой специалист как куратор.

Как стать Директором розничного магазина с нуля – что нужно знать

Организация и поддержка деятельности торговой точки требует достаточно много работы. Занимаются этим не продавцы и иные сотрудники, у них есть свои совершенно другие задачи. Данные дела относятся к обязанностям руководства, в этом случае им является директор магазина.

Как стать Товароведом с нуля – что нужно знать

Наличие товара в нужном количестве и требуемого качества, необходимые факторы для нормальной работы различных учреждений. Функционирование магазинов, лабораторий, центров сертификации продукции и подобных мест напрямую зависит от этого. Контролируют качественное и количественное наполнение такие...

Как стать Менеджером по туризму  с нуля – что нужно знать

Путешествия в качестве отдыха или хобби привлекают многих, но не все понимают, какие сложности с этим связаны. Да, кто-то предпочитает справляться с трудностями и контролировать все самостоятельно, но для кого-то это весьма утомительно. Поэтому зачастую обращаются к профессионалам. Таковыми в...

Как стать Директором / управляющим рестораном  с нуля – что нужно знать

Сервис и обслуживание всегда требуют высокой координации всех процессов и грамотного управления. В ресторане за это отвечает директор данного заведения, называемый иначе управляющим. Грамотный специалист такого толка достаточно востребован на современном рынке труда. Да и должность эта...