Радости и трудности семейного бизнеса

Поделиться: 

Семейный бизнес - это модель, воспетая во многих зарубежных кинофильмах, и нет-нет проявляющаяся в отечественном кино (чаще всего « с криминальным оттенком «). Хотя по жизни совладельческий бизнес семейных пар с включением со временем в него молодого поколения – не такая уж в России и редкость (в т.ч. и в нашем славном городе).

Более того, есть некоторая статистика: если в бизнес входят уже на ранней поре дети собственников (учась при этом в хорошем вузе), то такие компании, имея в своём активе бесценный опыт и связи старшего поколения + энергию – креативность - современность младшего, чаще всего успешно переживаю разного рода кризисы и хорошо развиваются.

Но в таких моделях присутствуют не только совместные семейный радости, но и объективные трудности. О них речь дальше (имею не столько личный опыт в этом вопросе, хотя есть и он, сколько опыт сотрудничества с семейными бизнесами), поскольку не нашёл нигде их чёткого освещения (вроде это «тайна за семью печатями»).

1. Как уже писал не раз, «по И. Адизесу» в руководстве компании (в её главном «штабе») должен быть Стратег, Руководитель - Лидер, Коммерсант, Администратор. В одном человеке редко со знаком 5+ сочетаются 2 качества из этого набора, а уж 3 или 4 - вовсе невозможно. Но «штаб компании « должен выполнять все эти функции. Если из семейного клана нельзя сделать такой конструктор, то придётся кого-то в «штаб « включать извне. А это несёт понятные всем риски, которые нужно умно снижать «на берегу».

2. Штаб - хотя в идеале и слаженная команда (но не «Тимур и его команда» по А. Гайдару), но у его членов могут быть свои жизненные ценности, взгляды и жизненные планы, свои представления о способах решения одних и тех же задач. Свои проблемы, наконец! Особенно они разнятся у людей разного поколения (проблема « отцы и дети в бизнесе «), поэтому «непонятки » могут возникать буквально на пустом месте. Их нужно понимать, не драматизировать и спокойно разрешать. У семейной компании должен быть единоличный глава, а остальные члены семьи могут быть (по должности) не боле чем заместители, руководители направлений работы и подразделений, руководители проектов.

3. Серьёзные опасности для семейного бизнеса возникают при, увы, нередких расторжений семейных уз у основателей компании, а так же при споре между детьми за влияние на бизнес. Поэтому бороться за сохранение семьи и хороших семейных отношений в таких ситуациях становится как нельзя важным.

4. Члены семьи могут начинать работать в компании на начальных должностях (это даже полезно), но при этом они на виду у коллектива и волей-неволей должны быть образцом для него во всех вопросах: профессиональных компетенций, результативности работы, трудовой активности, лояльности к компании. Это накладывает дополнительные обязанности и дополнительную ответственность!

5. Гигиена труда требует от каждого руководителя отдыха от деловых забот, поэтому домашнюю обстановку не следует превращать в домашние совещания. От этого трудно удержаться, но следует! 

Автор: 
Гольдберг Михаил Аркадьевич
СТАТЬИ
Как стать Специалистом по чат-ботам с нуля – что нужно знать

Разработка чат-ботов и рассылок в мессенджерах — одно из самых перспективных направлений цифрового маркетинга. Профессия востребована в бизнесе и IT, а специалисты могут быстро расти в доходе и профессионализме.

Как стать Телеграм-маркетологом с нуля – что нужно знать

Телеграм-маркетолог — востребованный специалист, который помогает компаниям продвигать товары и услуги через мессенджер Telegram. Эта профессия открывает перспективы роста благодаря развитию digital-маркетинга и популярности мессенджеров как канала коммуникации. Работа требует навыков и знаний в...

Как стать Специалистом по продвижению в мессенджерах с нуля – что нужно знать

Продвижение в мессенджерах — перспективное направление в digital-маркетинге. Специалисты, которые умеют продвигать бренды и услуги через WhatsApp, Telegram и другие платформы, пользуются большим спросом. Эта профессия открывает возможности для карьерного роста и интересных проектов.

Как стать Специалистом по интернет-рекламе с нуля – что нужно знать

Интернет-реклама — одна из самых востребованных профессий в современном бизнесе. Менеджеры по интернет-рекламе помогают компаниям привлекать клиентов онлайн, увеличивать продажи и узнаваемость бренда. Перспективы роста в этой сфере отличные, и с каждым годом спрос на таких специалистов только...

Как стать Специалистом по интернет-магазину с нуля – что нужно знать

Создание и продвижение интернет-магазинов — это не просто тренд, а устойчивый вектор развития e-commerce. Компании стремятся продавать напрямую, минуя посредников, а значит — им нужны специалисты, которые умеют запускать, развивать и продвигать онлайн-торговлю. Спрос растёт, а вместе с ним — и...

Как стать Специалистом по лендингам с нуля – что нужно знать

Создание лендингов — это не просто технический навык, а способ влиять на конверсию, продажи и успех продукта. Специалисты по Landing Page востребованы в digital-маркетинге, e-commerce и IT. Это профессия, где можно расти от фриланса до креативного директора.

Как стать Influence-маркетологом с нуля – что нужно знать

Сегодня это один из самых быстрорастущих сегментов digital-маркетинга. Компании ищут специалистов, умеющих выстраивать сотрудничество с блогерами и лидерами мнений. Такая профессия — про стратегию, аналитику и тонкое понимание аудитории. Спрос на инфлюенс-менеджеров стабильно растёт, а карьерный...