Радости и трудности семейного бизнеса

Поделиться: 

Семейный бизнес - это модель, воспетая во многих зарубежных кинофильмах, и нет-нет проявляющаяся в отечественном кино (чаще всего « с криминальным оттенком «). Хотя по жизни совладельческий бизнес семейных пар с включением со временем в него молодого поколения – не такая уж в России и редкость (в т.ч. и в нашем славном городе).

Более того, есть некоторая статистика: если в бизнес входят уже на ранней поре дети собственников (учась при этом в хорошем вузе), то такие компании, имея в своём активе бесценный опыт и связи старшего поколения + энергию – креативность - современность младшего, чаще всего успешно переживаю разного рода кризисы и хорошо развиваются.

Но в таких моделях присутствуют не только совместные семейный радости, но и объективные трудности. О них речь дальше (имею не столько личный опыт в этом вопросе, хотя есть и он, сколько опыт сотрудничества с семейными бизнесами), поскольку не нашёл нигде их чёткого освещения (вроде это «тайна за семью печатями»).

1. Как уже писал не раз, «по И. Адизесу» в руководстве компании (в её главном «штабе») должен быть Стратег, Руководитель - Лидер, Коммерсант, Администратор. В одном человеке редко со знаком 5+ сочетаются 2 качества из этого набора, а уж 3 или 4 - вовсе невозможно. Но «штаб компании « должен выполнять все эти функции. Если из семейного клана нельзя сделать такой конструктор, то придётся кого-то в «штаб « включать извне. А это несёт понятные всем риски, которые нужно умно снижать «на берегу».

2. Штаб - хотя в идеале и слаженная команда (но не «Тимур и его команда» по А. Гайдару), но у его членов могут быть свои жизненные ценности, взгляды и жизненные планы, свои представления о способах решения одних и тех же задач. Свои проблемы, наконец! Особенно они разнятся у людей разного поколения (проблема « отцы и дети в бизнесе «), поэтому «непонятки » могут возникать буквально на пустом месте. Их нужно понимать, не драматизировать и спокойно разрешать. У семейной компании должен быть единоличный глава, а остальные члены семьи могут быть (по должности) не боле чем заместители, руководители направлений работы и подразделений, руководители проектов.

3. Серьёзные опасности для семейного бизнеса возникают при, увы, нередких расторжений семейных уз у основателей компании, а так же при споре между детьми за влияние на бизнес. Поэтому бороться за сохранение семьи и хороших семейных отношений в таких ситуациях становится как нельзя важным.

4. Члены семьи могут начинать работать в компании на начальных должностях (это даже полезно), но при этом они на виду у коллектива и волей-неволей должны быть образцом для него во всех вопросах: профессиональных компетенций, результативности работы, трудовой активности, лояльности к компании. Это накладывает дополнительные обязанности и дополнительную ответственность!

5. Гигиена труда требует от каждого руководителя отдыха от деловых забот, поэтому домашнюю обстановку не следует превращать в домашние совещания. От этого трудно удержаться, но следует! 

Автор: 
Гольдберг Михаил Аркадьевич
Компания: 
СТАТЬИ
Как стать Руководителем проектов с нуля – что нужно знать

В бизнесе различные инициативы запускаются в формате проектов, контролируют их реализацию специальные менеджеры. Однако у этой профессии есть и следующий этап, это руководитель программы/проектов/портфеля. Он осуществляет общий контроль над исполнением сразу нескольких инициатив.

Как стать Директором по логистике с нуля – что нужно знать

Перемещение и хранение товаров/ресурсов компании, важная составляющая её функционирования. Причём настолько, что выделено в отдельное направление – логистику. В зависимости от масштаба организации, за это может отвечать от одного сотрудника до целого отдела или даже нескольких. В последних двух...

Как стать Менеджером продаж с нуля – что нужно знать

Диапазон профессиональных обязанностей менеджера по продажам достаточно широк. Конечно, многое зависит от направления деятельности организации, в которой он занят. В целом же это продажи и всё с ними связанное. Такой сотрудник в компании может заниматься непосредственным сбытом и его...

Как стать Менеджером проекта с нуля – что нужно знать

Абсолютно каждое начинание в компании требует назначения ответственного за его реализацию лица. Сейчас подобная практика выделилась в отдельную профессию, получившую название менеджера проекта. Такие специалисты относительно недавно появились на рынке труда, но уже стали достаточно востребованы...

Как стать Менеджером по логистике с нуля – что нужно знать

Нормальное движение грузов и товаров, один из факторов успешного функционирования организации. Наиболее полно занимается этим вопросом и всем с ним связанным менеджер по логистике. При этом услуги таких специалистов сейчас реально нужны бизнесу.

Как стать Директором по маркетингу с нуля – что нужно знать

Цель предпринимательской деятельности, получение прибыли. Обеспечивается это продажей товаров/услуг, которые соответственно нужно предложить на рынке. Занимается этим отдел маркетинга, а руководит им и отвечает за смежные вопросы директор данного направления.

Как стать HR / менеджером по персоналу с нуля – что нужно знать

Сейчас только представители малого бизнеса могут не уделять особого внимания кадрам. Но уже в любой крупной или активно развивающейся компании не обойтись без менеджеров по персоналу. Такие специалисты не просто занимаются делопроизводством и поиском работников, но и во многом отвечают за...