Радости и трудности семейного бизнеса

Поделиться: 

Семейный бизнес - это модель, воспетая во многих зарубежных кинофильмах, и нет-нет проявляющаяся в отечественном кино (чаще всего « с криминальным оттенком «). Хотя по жизни совладельческий бизнес семейных пар с включением со временем в него молодого поколения – не такая уж в России и редкость (в т.ч. и в нашем славном городе).

Более того, есть некоторая статистика: если в бизнес входят уже на ранней поре дети собственников (учась при этом в хорошем вузе), то такие компании, имея в своём активе бесценный опыт и связи старшего поколения + энергию – креативность - современность младшего, чаще всего успешно переживаю разного рода кризисы и хорошо развиваются.

Но в таких моделях присутствуют не только совместные семейный радости, но и объективные трудности. О них речь дальше (имею не столько личный опыт в этом вопросе, хотя есть и он, сколько опыт сотрудничества с семейными бизнесами), поскольку не нашёл нигде их чёткого освещения (вроде это «тайна за семью печатями»).

1. Как уже писал не раз, «по И. Адизесу» в руководстве компании (в её главном «штабе») должен быть Стратег, Руководитель - Лидер, Коммерсант, Администратор. В одном человеке редко со знаком 5+ сочетаются 2 качества из этого набора, а уж 3 или 4 - вовсе невозможно. Но «штаб компании « должен выполнять все эти функции. Если из семейного клана нельзя сделать такой конструктор, то придётся кого-то в «штаб « включать извне. А это несёт понятные всем риски, которые нужно умно снижать «на берегу».

2. Штаб - хотя в идеале и слаженная команда (но не «Тимур и его команда» по А. Гайдару), но у его членов могут быть свои жизненные ценности, взгляды и жизненные планы, свои представления о способах решения одних и тех же задач. Свои проблемы, наконец! Особенно они разнятся у людей разного поколения (проблема « отцы и дети в бизнесе «), поэтому «непонятки » могут возникать буквально на пустом месте. Их нужно понимать, не драматизировать и спокойно разрешать. У семейной компании должен быть единоличный глава, а остальные члены семьи могут быть (по должности) не боле чем заместители, руководители направлений работы и подразделений, руководители проектов.

3. Серьёзные опасности для семейного бизнеса возникают при, увы, нередких расторжений семейных уз у основателей компании, а так же при споре между детьми за влияние на бизнес. Поэтому бороться за сохранение семьи и хороших семейных отношений в таких ситуациях становится как нельзя важным.

4. Члены семьи могут начинать работать в компании на начальных должностях (это даже полезно), но при этом они на виду у коллектива и волей-неволей должны быть образцом для него во всех вопросах: профессиональных компетенций, результативности работы, трудовой активности, лояльности к компании. Это накладывает дополнительные обязанности и дополнительную ответственность!

5. Гигиена труда требует от каждого руководителя отдыха от деловых забот, поэтому домашнюю обстановку не следует превращать в домашние совещания. От этого трудно удержаться, но следует! 

Автор: 
Гольдберг Михаил Аркадьевич
СТАТЬИ
Как стать Специалистом по маркетинговым услугам с нуля – что нужно знать

Специалист по маркетинговым услугам помогает компаниям продвигать нематериальные предложения—консультации, сервис, развлечения. Профессия востребована, открывает перспективы роста, а навыки маркетолога услуг позволяют влиять на доверие клиентов и прибыль.

Как стать Специалистом по маркетингу на предприятии с нуля – что нужно знать

Специалист по маркетингу на предприятии — ключевая фигура в продвижении товаров и услуг. Он создаёт эффективные маркетинговые акции, внедряет скидки и бонусные программы, участвует в бренд-акциях и повышает лояльность клиентов. Это перспективная профессия с высоким спросом на рынке: компании...

Как стать Специалистом по конкурентной разведке с нуля – что нужно знать

Специалист по конкурентной разведке — востребованная профессия в современном бизнесе. Управление информацией о рынке, анализ конкурентов и применение инструментов бенчмаркинга помогают компаниям опережать соперников. Перспективы развития охватывают стратегические и аналитические роли.

Как стать Категорийным менеджером с нуля – что нужно знать

Категорийный менеджер – востребованный специалист, управляющий ассортиментом и формирующий стратегии продаж. Эта профессия важна для успешного развития бизнеса и предлагает хорошие карьерные перспективы в сфере торговли и маркетинга.

Как стать Маркетологом инноваций с нуля – что нужно знать

Профессия маркетолога инноваций становится все более востребованной в мире цифровых технологий и быстрого развития рынка. Такой специалист отвечает за внедрение новейших инструментов и технологий маркетинга, которые способствуют развитию продаж и укреплению бренда компании. Перспективы...

Как стать Менеджером по дистрибуции / сбыту с нуля – что нужно знать

Менеджер по дистрибуции и сбыту — это специалист, который отвечает за продвижение товаров от производителя к конечному потребителю. Работа включает организацию каналов продаж, стимулирование сбыта и внедрение маркетинговых стратегий. Профессия актуальна благодаря растущей конкуренции и важности...

Как стать Специалистом по воронке продаж с нуля – что нужно знать

Специалист по воронке продаж — это востребованная профессия, которая помогает компаниям системно управлять клиентами от первого контакта до сделки. Работа включает анализ, настройку и оптимизацию каждого этапа продаж. Перспективы роста широкие: от junior до руководителя отдела продаж или...