Стадии личности и ее развития всегда интересовали психологов. Да и простые обыватели не без любопытства зачитываются статьями на эту тему. Так какой же путь все мы проходим в течение жизни? Что делает нас такими, каковыми мы являемся? Что больше всего на нас влияет?
Вопросов много. И особо интересны 2 теории о стадиях развития личности: господ Фрейда и Эриксона.
Фрейд в присущей ему «сексуальной» манере выделял в своих трудах следующие стадии социализации личности:
- Оральную. Когда все процессы познания мира у ребенка сосредоточены вокруг рта. Ученый считал, что эта стадия продолжается от рождения малыша до двух лет.
- Анальную. Когда ребенок учится гигиене и опрятности (два-три года).
- Фаллическую, по-другому – идентификацию собственной половой принадлежности (четыре-пять лет).
Далее Фрейд выделяет:
- Индивидуализацию – подростковый возраст. В это время человек ищет, познает себя и свое место в большом мире.
- Интеграцию – поиск места личности в обществе.
- Трудовую стадию процесса социализации личности, другими словами, устойчивую адаптацию.
- И после трудовую – то есть пенсию.
Эриксон стадии развития личности определял и классифицировал несколько иначе. По мнению ученого, их всего 8:
- Доверия либо недоверия (до года)
- Решительности либо нерешительности (до трех лет)
- Предприимчивости либо вины (до пяти лет)
- Умелости либо неполноценности (до одиннадцати лет)
- Идентификации либо спутанности ролей (до двадцати лет)
- Ранней
- Средней
- Поздней зрелости
Личностный рост – процесс неизбежный для каждого. Чтобы он не имел негативных оттенков и направлений, лучше проходить этот путь осознанно.
Тренингов в Новосибирске по данной тематике много. Выбирайте, учитесь, растите САМИ и помогайте сделать это другим!