Иллюзия «Эпохи перемен», «сейчас мир меняется»

Поделиться: 

Часто слышу фразы:

- Мы живем в эпоху перемен,

- Не дай Бог жить в эпоху перемен,

- Сейчас мир меняется…

И т.д.

СТОП! О чем это сейчас? О каком заблуждении и каком мышлении?

Чтоб понять заблуждение, давайте начнем сначала с мышления. Умение мыслить категориями прошлого, настоящего и будущего времени одновременно – важный навык, который у большинства людей отсутствует. Именно на основе это навыка формируется еще масса других, особенно полезных для руководителей и эффективных людей.

Слышали такие фразы: «Как хорошо было в 90-ые / при коммунизме / Сталине / Царе – Горохе / раньше». Или такие выражения: «Как хорошо было при прошлом руководителе. Та система вполне нас устраивала! Работали же раньше и нормально все было.» Это люди, которые живут в прошлом. Наблюдали за людьми, которые используют старые, а то и уже старинные инструменты работы и жизни? Это тоже люди, которые живут прошлым, правда в отличии от предыдущих, они это не особо осознают. Есть другие – их мысли в будущем, светлом или темном, в зависимости от других видов мышления. Им интересно, что там, как там – за временным горизонтом. Иногда они продумывают план действий по достижению этого желанного будущего, а иногда просто о нем говорят. Правда, есть один нюанс – тех, кто ориентирован в будущее гораздо меньше, чем устремленных в прошлое. Но есть и те, кому не интересно ни прошлое, ни будущее - они целиком погружены в настоящее. А потому не видят на основе чего строится настоящее, что ждет при таком раскладе в будущем. То есть простроить причинно-следственные связи и закономерности в разрезе времен им проблематично. Именно они говорят те фразы, с которых я начала статью и порождают заблуждение, о котором хочу рассказать.

Это миф – что именно нам повезло жить в эпоху перемен, в период изменений. У эпохи перемен нет начала и нет конца. Если поверить этому мифу, то тогда можно говорить, что в прошлом не было перемен. А они были… Если поверить этому мифу, то получается, что в будущем не будет перемен (по крайней мере надеемся на это). Но это цепная реакция – перемены будут!

Мир меняется всегда! В прошлом, настоящем и будет меняться в будущем. Мир и мы вместе с ним постоянно находимся в движении. Только порой нам это сложно уловить, отследить, понять и быть активными по отношению к происходящим изменениям. Нам бы хотелось, чтоб когда-нибудь (в прошлом или будущем) он не менялся, так как это проще, удобней и не так затратно по нашим усилиям. Нам очень хотелось бы стабильности – ведь она не требует большого количества ресурсов, которых у многих дефицит. Помните, у многих соискателей на собеседованиях потребность в стабильности - основная. Как будто работа может ее дать. Но именно желанная стабильность – это иллюзия. Лишенная смысла идея и мечта, которая приносит лишь разочарования ее автору.

Как это проявляется в компаниях, бизнесе, с учетом склонности большинства к пребыванию в прошлом?

Настало время перемен, возможно уже давно. Однако, руководство компании, как и сотрудники не торопятся, как минимум, адаптироваться к изменениям, не говоря уже про соответствие им или инициирование их.

Настало время внедрять новое, но в итоге саботаж и сопротивление, вплоть до шантажа руководства и увольнения сотрудников.

Поступает масса информации и сигналов о необходимости освоения новых навыков и умений, но специалисты занимают позицию: «Мы все знаем. Нам нечему учиться».

Необходимо создавать новый опыт, но в итоге получается что ресурсов хватает лишь на новые слова, а все остальное остается прежним.

О чем это все? О стратегии избегания или убегания со всеми вытекающими последствиями.

Что же делать?

Развивать пространственное – временное мышление и не только.

Развивать умение видеть и строить причинно-следственные связи и закономерности.

Осознать дефицит ресурсов и начать их наращивать.

Изучать явные и формирующиеся тренды, делать выводы и не только разрабатывать адаптационный план действий, но и его реализовывать.

Подумать и стать инициаторами изменений вместо «убегания от них».

Автор: 
Татьяна Аржаева
Компания: 
СТАТЬИ
Как стать Учителем астрономии с нуля – что нужно знать

Профессия учителя астрономии объединяет науку, педагогику и умение увлечь школьников устройством Вселенной. Преподавание астрономии сегодня снова востребовано: предмет возвращается в образовательные программы, а интерес к космосу растёт. Специалист в этой сфере может развиваться как педагог,...

Как стать Методистом образовательного учреждения с нуля – что нужно знать

Методист образовательного учреждения — это специалист, который отвечает за качество обучения, логику программ и соответствие образовательного процесса современным требованиям. Методическая деятельность в образовании сегодня востребована в школах, колледжах, вузах и онлайн-проектах, а перспективы...

Как стать Педагогом профессионального образования с нуля – что нужно знать

Педагог профессионального образования — это специалист, который готовит студентов к реальной профессии, а не только передаёт теорию. Педагогика профессионального образования сегодня востребована из-за дефицита квалифицированных кадров и роста прикладного обучения. У профессии есть стабильный...

Как стать Педагогом высшего образования с нуля – что нужно знать

Педагог высшего образования — ключевая фигура в подготовке профессионалов и научных кадров. Педагогика высшего образования востребована в вузах, колледжах и корпоративных образовательных структурах, а развитие науки и онлайн-обучения открывает для специалистов новые карьерные перспективы.

Как стать Педагогом высшего образования с нуля – что нужно знать

Педагог высшего образования — ключевая фигура в подготовке профессионалов и научных кадров. Педагогика высшего образования востребована в вузах, колледжах и корпоративных образовательных структурах, а развитие науки и онлайн-обучения открывает для специалистов новые карьерные перспективы.

Как стать Педагогом начального образования с нуля – что нужно знать

Педагог начального образования — специалист, который закладывает фундамент учебной мотивации, мышления и самостоятельности ребёнка. Педагогика начального образования остаётся одной из самых стабильных и востребованных сфер, поскольку именно начальная школа формирует отношение к обучению и влияет...

Как стать Педагогом дошкольного образования с нуля – что нужно знать

Педагог дошкольного образования — ключевая фигура в развитии ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет, когда формируются базовые навыки общения, мышления и саморегуляции. Педагогика дошкольного образования остаётся востребованной сферой благодаря стабильному спро