Поведенческие реакции ... или метапрограммы

Мы все хотим понять людей. Ежедневно общаясь, мы пытаемся прогнозировать действия и поведение других людей, понять их мотивы, ценности, намерения. 

Есть профессии, где это - профессиональная необходимость. Так, специалисты по работе с кадрами (HR-менеджеры) выявляют особенности человека, определяют его соответствие той или иной должности, порой еще на этапе собеседования. 

Также они решают различные задачи, такие как: 
* создание модели компетенции, 
* модели мотивации 
* проведение структурированного диагностического интервью, 
* эффективное выстраивание внутренних и внешних коммуникации сотрудников. 

И делают HR-специалисты это благодаря системе, основанной на понятии, что люди – это не существительные, а процессы. Иными словами, эта система основана на теории МЕТАПРОГРАММ человека. 
Метапрограммы - это особенности способа мышления человека, формирующиеся на протяжении его жизни и влияющие на его особенности поведения. Метапрограммы проявляются не только в поведении, но и в речевых оборотах. 
Знакомясь с метапрограммами, мы фокусируем внимание не на том, чем «являются» люди в некоторой статичной, постоянной, предопределенной, неизменяемой среде, а исключительно на том, как люди функционируют. 

В итоге, такая система помогает многое понять о человеке: 
* как он мыслит и проявляет эмоции; 
* как он разговаривает, действует, ведет себя и общается; 
* как сортирует и отбирает информацию; 
* какую операционную систему использует в процессе припоминания; 
* какие идеи, убеждения использует в процессе мышления. 

Слушая речь, наблюдая за поведением (поза, мимика, скорость реакции, движения глаз и т.д.) мы можем определить личностные особенности, понять человека в данное время и в данном месте. 

Например, существует несколько основных метапрограмм, с помощью которых мозг человека организует работу с входящей и исходящей информацией: 
* человек может контролировать «что» говорить, а вот «как»- это бессознательный процесс. В речи человек проявляет свои ценности, личные особенности, способ мышления; 
* ценность и избирательность внимания. В памяти хранится все то, что представляет определенную ценность в контексте ведения домашнего хозяйства. То есть, если меня спросить, «где на вашей улице продаются снасти?», я задумаюсь — не представляющая интереса информация в памяти не хранится. 

В следующих постах мы более подробно разберем виды метапрограмм и работу с ними. Это позволит создавать модели компетенций, проводить структурированное диагностическое интервью, мотивировать персонал, подбирать команды, выстраивать эффективную коммуникацию и т.д..

Вера Савастьянова, тренер, HR-специалист

Новости
Как стать Документоведом с нуля – что нужно знать

Работа с документацией ведётся в любой организации без исключения и требует существенных усилий. Их поиск, обработка и хранение отнимает определённое время, трудовые и финансовых ресурсов. Оптимизировать подобные затраты могут такие специалисты, как документоведы.

Они помогают...Подробнее

Профессия Бизнес-аналитик – что делает, как им стать, зарплата

Эффективное развитие вслепую невозможно в условиях конкурентного предпринимательства. Компании нужно понимать свои возможности, слабые места, пути роста и реалии рынка – всем этим занимается бизнес-аналитик. В статье вы узнаете, чем он конкретно занимается и где этому можно научиться.

А...Подробнее

Многие исполненные документы нельзя уничтожать по закону определённое время или они ещё могут быть востребованы. В таком случае они все отравляются на хранение в архив. Занимается его организацией, ведением и обслуживанием архивист.

Подобный специалист востребован во многих...Подробнее

Как стать Делопроизводителем с нуля – что нужно знать

Документационное обеспечение собственной деятельности, очень важно для любого бизнеса. Без этого невозможен учёт собственных ресурсов, выполнение многих операций и отчётность, в том числе для регулирующих органов. Специализируются на задачах такого спектра делопроизводители.

В небольших...Подробнее

Как стать Секретарем, помощником руководителя с нуля – что нужно знать

Руководитель компании занятое должностное лицо, решающее преимущественно проблемы глобального плана в организации. Но только лишь ими не ограничивается число задач, которое перед ними встаёт. Чтобы разгрузить начальство в решении менее важных локальных вопросов и помочь в иных делах, существует...Подробнее

Как стать Специалистом кадрового делопроизводства с нуля – что нужно знать

Весь карьерный путь любого сотрудника нуждается в документационном обеспечении. Принятие на работу, повышение, отпуск, увольнение и многие другие операции находят своё отражение в соответствующих бумагах. Занимаются этой не самой увлекательной, но очень важной задачей специалисты по кадровому...Подробнее

Как стать Экономистом с нуля – что нужно знать

Обеспечить рост компании в условиях постоянно меняющегося рынка и других факторов, достаточно сложная задача. Необходимо иметь чёткий план развития бизнеса, построенный на основе анализа множества финансово-хозяйственных показателей.

Активнейшим образом участвуют в его разработке такие...Подробнее