Поведенческие реакции ... или метапрограммы

Поделиться: 

Мы все хотим понять людей. Ежедневно общаясь, мы пытаемся прогнозировать действия и поведение других людей, понять их мотивы, ценности, намерения. 

Есть профессии, где это - профессиональная необходимость. Так, специалисты по работе с кадрами (HR-менеджеры) выявляют особенности человека, определяют его соответствие той или иной должности, порой еще на этапе собеседования. 

Также они решают различные задачи, такие как: 
* создание модели компетенции, 
* модели мотивации 
* проведение структурированного диагностического интервью, 
* эффективное выстраивание внутренних и внешних коммуникации сотрудников. 

И делают HR-специалисты это благодаря системе, основанной на понятии, что люди – это не существительные, а процессы. Иными словами, эта система основана на теории МЕТАПРОГРАММ человека. 
Метапрограммы - это особенности способа мышления человека, формирующиеся на протяжении его жизни и влияющие на его особенности поведения. Метапрограммы проявляются не только в поведении, но и в речевых оборотах. 
Знакомясь с метапрограммами, мы фокусируем внимание не на том, чем «являются» люди в некоторой статичной, постоянной, предопределенной, неизменяемой среде, а исключительно на том, как люди функционируют. 

В итоге, такая система помогает многое понять о человеке: 
* как он мыслит и проявляет эмоции; 
* как он разговаривает, действует, ведет себя и общается; 
* как сортирует и отбирает информацию; 
* какую операционную систему использует в процессе припоминания; 
* какие идеи, убеждения использует в процессе мышления. 

Слушая речь, наблюдая за поведением (поза, мимика, скорость реакции, движения глаз и т.д.) мы можем определить личностные особенности, понять человека в данное время и в данном месте. 

Например, существует несколько основных метапрограмм, с помощью которых мозг человека организует работу с входящей и исходящей информацией: 
* человек может контролировать «что» говорить, а вот «как»- это бессознательный процесс. В речи человек проявляет свои ценности, личные особенности, способ мышления; 
* ценность и избирательность внимания. В памяти хранится все то, что представляет определенную ценность в контексте ведения домашнего хозяйства. То есть, если меня спросить, «где на вашей улице продаются снасти?», я задумаюсь — не представляющая интереса информация в памяти не хранится. 

В следующих постах мы более подробно разберем виды метапрограмм и работу с ними. Это позволит создавать модели компетенций, проводить структурированное диагностическое интервью, мотивировать персонал, подбирать команды, выстраивать эффективную коммуникацию и т.д..

Вера Савастьянова, тренер, HR-специалист

Компания: 
СТАТЬИ
Как стать Учителем музыки с нуля – что нужно знать

Учитель музыки — это специалист, который формирует у детей музыкальный вкус, слух и эмоциональное восприятие искусства. Преподавание музыки остаётся важной частью школьного образования, а профессия сочетает творческую реализацию, педагогическую стабильность и возможности профессионального роста...

Как стать Учителем истории с нуля – что нужно знать

Учитель истории — специалист, который помогает понять закономерности прошлого и осмыслить настоящее. Преподавание истории остаётся востребованным направлением в школе и системе образования в целом, а профессия даёт возможности карьерного роста, методического развития и участия в образовательных...

Как стать Учителем информатики и ИКТ с нуля – что нужно знать

Учитель информатики и ИКТ — специалист, который формирует у школьников цифровую грамотность, логическое мышление и базовые навыки работы с технологиями. Преподавание информатики и информационно-коммуникационных технологий востребовано в школах, колледжах и образовательных центрах, а перспективы...

Как стать Учителем изобразительного искусства (ИЗО) с нуля – что нужно знать

Учитель изобразительного искусства — это специалист, который помогает детям развивать художественное мышление, вкус и творческое самовыражение. Преподавание ИЗО остаётся востребованным в системе образования, так как способствует развитию личности и креативных навыков. Профессия даёт возможности...

Как стать Учителем географии с нуля – что нужно знать

Профессия учителя географии объединяет знание мира, аналитическое мышление и педагогическое мастерство. Преподавание географии остаётся востребованным в школах, так как предмет формирует пространственное мышление и понимание глобальных процессов. Учитель географии может развиваться не только в...

Как стать Учителем астрономии с нуля – что нужно знать

Профессия учителя астрономии объединяет науку, педагогику и умение увлечь школьников устройством Вселенной. Преподавание астрономии сегодня снова востребовано: предмет возвращается в образовательные программы, а интерес к космосу растёт. Специалист в этой сфере может развиваться как педагог,...

Как стать Методистом образовательного учреждения с нуля – что нужно знать

Методист образовательного учреждения — это специалист, который отвечает за качество обучения, логику программ и соответствие образовательного процесса современным требованиям. Методическая деятельность в образовании сегодня востребована в школах, колледжах, вузах и онлайн-проектах, а перспективы...