Трудности адаптации молодых (начинающих) руководителей

Поделиться: 

Где взять руководителей? Есть 2 пути:

- первый путь - найти на рынке труда или нанять; 
- второй – вырастить руководителя из своих сотрудников.
 
Часто Компании выбирают второй путь и по понятным причинам. Именно поэтому в современном бизнесе одной из главнейших направленностей в системе управления персоналом является подготовка и организация кадровых резервов.
 
Вхождение в должность «нового начинающего руководителя» - это серьезный стресс для самого новоиспеченного руководителя, для его подчиненных, в целом для Компании. Известно, что появление нового руководителя существенно влияет на работу отдела, подразделения и не всегда в лучшую сторону.  Так, в результате переживаемого стресса  показатели работы подразделения могут снизиться в разы! Без помощи процесс адаптации молодого руководителя может затянуться на несколько лет, что крайне невыгодно и рискованно для Компании.
 
Для того чтобы понять «где соломки подложить» необходимо понимать, какие трудности переживают молодые руководители?
 

По каким направлениям происходит адаптация молодых руководителей:

  • социальная адаптация – приспособление к коллективу в новой роли;
  • личностная адаптация – принятие на себя роли и ответственности руководителя;
  • профессиональная – осваивание новых навыков, необходимых для осуществления управленческой деятельности.

Поговорим поподробнее о каждой из них.
Личностная адаптация. Начнем с того, что в первые недели в роли начинают развеиваться мифы относительно работы руководителя, иными словами начинают исчезать розовые очки.

Оказывается, работа руководителя – это не просто сидеть в кресле и раздавать всем указания, оказывается, это большая ответственность, гораздо бОльшая, чем быть исполнителем и выполнять те самые указания!  Чем выше должность, тем больше ответственности ложится на плечи.  Принятие ответственности и роли руководителя вызывает достаточно острые переживания и может привести с одной стороны к «звездной болезни», с другой стороны, наоборот понижению уверенности в себе.

Социальная адаптация. Здесь могут возникнуть серьезные трудности, потому что нужно пересматривать и перестраивать те отношения, которые были сформированы ранее. Раньше ты был такой же, как все эти ребята, с кем-то дружил, с кем-то пиво пил, с кем-то сделки делал, ты был с ними «на равных». Теперь же нужно заслужить авторитет, справиться с возможными обидами («ведь повысили тебя, а не меня»), выбрать и найти свой стиль управления, построить новые отношения, исходя из стиля управления и новой роли. И здесь уже стрессу подвержены не только молодые руководители, но и их подчиненные, ведь это касается их непосредственно.  Здесь накал эмоций может достигать высокого градуса,  в этот период может участиться возникновение конфликтов в коллективе. Ценной поддержкой будет работа с сопротивлением персонала.

Не удержусь и дам совет для начинающих руководителей: новое руководство — уже стресс для коллектива. Не проводите реформ в первые 2 месяца работы. Революции от вас никто не ждет, а изменения нужно проводить постепенно. Не меняйте все, что сделал предыдущий руководитель, в его мотивации могли быть причины, с которыми и вы столкнетесь в ближайшее время. Также не критикуйте прежнее руководство и стиль его работы.

Профессиональная адаптация. Продолжая разговор о мифах, выясняется, что «быть хорошим специалистом в своей области не тоже самое, что быть хорошим руководителем». Оказывается,  для того, чтобы руководить, необходимо развивать в себе управленческие компетенции. Необходимо учиться планировать, делегировать, ставить задачи, контролировать, давать обратную связь, мотивировать, принимать решения….. Голова идет кругом!  Хорошая новость – всему этом абсолютно реально научиться) Если в Компании существует система наставничества для руководителей – это прекрасно, если нет. Тогда есть смысл найти себе наставника, который бы поддерживал, направлял, обязательно пройти обучение базовым управленческим компетенциям.

В общем, как в освоении любой профессии учиться, делать, ошибаться, делать выводы, и снова учиться, делать…..
Вдохновения и достижений!

Бизнес – тренер: Светлана Пимонова

Компания: 
СТАТЬИ
Как стать Педагогом высшего образования с нуля – что нужно знать

Педагог высшего образования — ключевая фигура в подготовке профессионалов и научных кадров. Педагогика высшего образования востребована в вузах, колледжах и корпоративных образовательных структурах, а развитие науки и онлайн-обучения открывает для специалистов новые карьерные перспективы.

Как стать Педагогом высшего образования с нуля – что нужно знать

Педагог высшего образования — ключевая фигура в подготовке профессионалов и научных кадров. Педагогика высшего образования востребована в вузах, колледжах и корпоративных образовательных структурах, а развитие науки и онлайн-обучения открывает для специалистов новые карьерные перспективы.

Как стать Педагогом начального образования с нуля – что нужно знать

Педагог начального образования — специалист, который закладывает фундамент учебной мотивации, мышления и самостоятельности ребёнка. Педагогика начального образования остаётся одной из самых стабильных и востребованных сфер, поскольку именно начальная школа формирует отношение к обучению и влияет...

Как стать Педагогом дошкольного образования с нуля – что нужно знать

Педагог дошкольного образования — ключевая фигура в развитии ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет, когда формируются базовые навыки общения, мышления и саморегуляции. Педагогика дошкольного образования остаётся востребованной сферой благодаря стабильному спро

Как стать Педагогом раннего развития с нуля – что нужно знать

Педагог раннего развития — специалист, работающий с детьми в возрасте от рождения до 6–7 лет, закладывающий основу мышления, речи, эмоций и социальных навыков. Педагогика раннего развития сегодня востребована как в частных центрах, так и в системе образования, а специалисты получают широкие...

Как стать Педагогом-организатором с нуля – что нужно знать

Педагог-организатор — ключевая фигура в системе воспитательной работы и организации образовательного процесса. Специалист формирует школьную среду, развивает инициативу обучающихся и отвечает за внеурочную деятельность. Профессия востребована и открывает перспективы роста в образовании.

Как стать Специалистом по работе с детьми с ОВЗ с нуля – что нужно знать

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья становится всё более востребованной благодаря развитию инклюзивной педагогики и адаптивных программ. Специалисты помогают детям социализироваться, раскрывать потенциал и комфортно обучаться. Профессия открывает путь к стабильной и значимой...