По «долгу службы» руководителя и бизнес-консультанта мне не раз приходилось и приходится наблюдать «ступор» (его часто не верно называют «депресухой») у своих коллег - собственников и руководителей бизнеса в сложных для них ситуациях.
И хотя я всего-лишь бизнес-консультант (экономист-юрист по последнему образованию), а не профессиональный психолог или психотерапевт, попытаюсь дать практические советы для того, чтобы «ступор» не переходил в «стопор».
Пусть меня за это простят более профессиональные коллеги! Но «лечить» бизнес компании бесполезно, есть первые лица будут в «стопоре».
Как говорят гуру «от теории и практики бизнеса», и просто опытные предприниматели, одной из важнейших и сложнейших составляющих работы любого руководителя (и тем более - собственника) является реакция (восприятие, анализ и на основании этого необходимые и правильные действия!) на плохие события и плохую информацию. А в условиях затяжного экономического кризиса такая работа становится для многих чуть ли не ежедневной практикой.
Совсем, как у командиров во время боевых действий (недаром в армии во все времена уделялось и уделяется большой внимание морально-психологической подготовке комсостава!). В армии (как и в опасных для жизни видах спорта) так и говорят: нет волнений и страха только у «ненормальных и очень глупых людей», но каждый командир должен учиться и в итоге уметь управлять своим психологическим состоянием.
У командира в бою, не смотря ни на что, голова должна быть трезвой, а ум - ясным. Так и у «командиров» в бизнесе. Я не буду давать советов о том, как «снимать стрессы», об этом написано не мало и психологами, и просто умными людьми, и о чём говорят множество анекдотов на эту тему. А буду писать «как предприниматель предпринимателям».
1. Опытные предприниматели советуют относить в неприятностям «как к объективным неизбежностям» реального бизнеса и реального руководства (как, например, к тому, что в Сибири чаще всего осень холодная и дождливая, а зима – морозная).
Что ругать Сибирь (или бизнес) за это? Не можешь с этим смириться - езжай жить в тёплые страны (бросай заниматься бизнесом, бросай заниматься руководством). Т.е. неприятности были, есть и будут, каким бы «шоколадным» сегодня не был наш бизнес. А в кризис неприятности «просто обязаны» валиться комом: не хватает денег – шлют «приветственные письма» налоговики и арендодатели, бунтует персонал….
2.Умные люди говорят, что нет без выходных ситуаций. Нужно последовательно и, как правило, не очень спешно и спокойно, думать над решением возникающих проблем. Если нужно - собирать «военный совет» из замов и руководителей, проводить мозговые штурмы в компании, искать ответы в Интернет на форумах. Можно, если проблемы ещё «не сильно бьют по темечку», находить и посещать нужные вебинары, семинары и тренинги. Наконец, можно и нужно приглашать консультантов для решения накопившихся проблем, обращаться к профессиональным юристам, аудиторам…
3.Борьба со сложностями – это вопросы, чаще всего, маркетинга и менеджмента, управления персоналом (и конечно - финансов). Лидерства! При этом многое определяет запас финансовой прочности компании: её запасов «на чёрный день, возможностей товарно и финансово кредитоваться, «привычками и готовностями» поставщиков и персонала терпеть временные финансовые неурядицы. Не зря говорят, что «пока толстый сохнет, худой …».
Но и даже если у компании финансовой прочности немного, то и здесь есть большое количество организационных и финансовых инструментов, для того, чтобы компания некоторое время была жизнеспособной и за это время сумела быстро отладить свои бизнес-процессы, нарастить усилия в продвижении, в отладке ассортимента, сократить затраты, оптимизировать персонал и натренировать продажников, существенно повысить эффективность в рекламе.
Всё эти перечисленные мероприятия мы можем создавать в своей компании, контролировать их и управлять ими. Не зависимо от того, что для нас сделают или не сделают правители!
4. Надо быть внимательными ко всяким разумным предложениям приходящим в компанию: читать и осмысливать их, обсуждать. Конечно, многие из них окажутся не нужными сегодня компании, но среди них обязательно встретятся и те, которые можно назвать «подарком судьбы». Нужно так же активизировать на «рацпредложения» и персонал компании, своих клиентов и партнёров. От них тоже можно получить «жемчуг». И наконец: советую всем внимательно читать этот портал: на нём уж точно можно в ряде блогов, интервью и выступления «находить жемчуг».